В преподавании немецкого языка сегодня инновационные технологии играют важную роль, поскольку их применение в современном педагогическом процессе помогает развивать творческие и коммуникативные способности учащихся. Новые технологии позволяют воспитывать любознательную личность, стремящуюся к участию в межкультурной коммуникации, открытую и толерантную.
Проектная методика наилучшим образом активизирует речемыслительную деятельность учащихся на уроках немецкого языка. Она способствует обеспечению необходимых условий для активизации познавательной и коммуникативной деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознавать, осмыслить новый языковой материал и получить достаточную устную речевую практику для формирования необходимых навыков общения, для его саморазвития и самовыражения. В ходе работы над проектным заданием раскрываются индивидуальные возможности каждого ученика, выявляются интересы, разнообразие опыта, накопляемого им в семье, в общении со сверстниками и в реальном взаимодействии с окружающим миром, что дает возможность поэтапно формировать внутреннюю речь, громкую речь, монологическую речь (по Гальперину П.Я.). Совокупность проектных заданий с учетом проектных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика обеспечивает комплексное развитие мышления, внимания, активизирует умственную деятельность и повышает интерес к процессу познания иноязычной культуры, а главное, способствует развитию коммуникативных навыков и формированию речевой культуры на иностранном языке.
Обучая немецкому языку с помощью работы над проектами, мы обнаруживаем, что идет взаимообогащение, как на родном, так и на чужом языке, поскольку учащиеся воспринимают по-своему явления и факты, проявляют фантазию, расширяют объем знаний, устанавливая межпредметные связи. В процессе работы над проектом происходит повторение лексико-грамматического материала, поиск информации и путей решения коммуникативных задач по желанию самих учащихся, без давления со стороны учителя, который лишь помогает советом, консультирует. В сотрудничестве с учащимися рождаются интересные уроки. Используя проектную методику, мы делаем смешанные типы проектов: творческие, игровые, информационно-исследовательские. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и не имеют детально проработанной структуры деятельности. Это совместная газета, альбом, сочинение, книжечка про себя, рекламный проспект , сказка. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении и на ознакомление участников с информацией, на анализ и обобщение фактов. Результатом информационного поиска становится статья, аннотация, реферат и презентация на конференции, викторина («ФРГ: страна и люди», «Выдающиеся люди Германии», классики немецкой литературы). В ролевых и игровых проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники выбирают определенные роли. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Так в ролево-игровом проекте «Мы говорим о школе» мы с ученицей составили интересный сценарий урока, который прошел в теплой, почти естественной обстановке, с «зарубежными» гостями за чашкой чая. С ролью модератора девочка справилась великолепно, а учительница в роли немецкой делегации не сказала почти ни слова, говорили только учащиеся на уроке. Другой ученик собирал тематическую лексику и создавал разговорник «Школа будущего», с ролью репортера справился тоже очень хорошо, представив ещё фотогазету после встречи с гостями. Трое учеников готовили фильм проект, играя на экране немецких сверстников, рассказывающих о своей школе. Остальные члены группы по-деловому защищали свои проекты «Школа будущего» и выступали в роли гостей и хозяев в дискуссии.
Технологическая карта
открытого урока в рамках методической недели
“Проектная и исследовательская деятельность учащихся”
Тема урока: “Школа”
Связь урока с предыдущим и последующим: обобщение пройденного материала и подготовка к презентации проекта по теме “Школы Германии и России”.
Цель урока: развитие навыков монологического высказывания на основе имеющихся знаний и полученной информации.
Тип урока: обобщающий урок.
Ожидаемые трудности и пути их решения: возможные трудности построения самостоятельного устного высказывания снимаются с помощью сводной таблицы и текста с пропусками.
Материалы: УМК “Немецкий язык. 8 класс” (И.Л. Бим, Л.И. Рыжова) с использованием видеоматериалов из интернета (Deutschlandlabor-Schule).
Оборудование: компьютер, SMART-доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.
Планируемые результаты:
- Предметные: во всех видах речевой деятельности активизировать употребление ранее изученных лексических единиц по теме “Школа”.
- Личностные: воспитывать чувство уважения к собеседнику, умение работать в команде, поддерживать высокий уровень мотивации в изучении немецкого языка, воспитывать речевую культуру.
- Метапредметные: развивать умения строить самостоятельные устные высказывания на основе видеоматериала, заполнять таблицы, оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, осознанно строить высказывание в устной форме.
Содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Самоопределение 2 мин Цель: включение в учебную деятельность, определение цели урока. 3 мин |
Приветствует учеников, |
Приветствуют учителя, просматривают фрагмент, в группах выдвигают предположения о теме урока. Совместно с учителем определяют цель урока. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока |
II. Учебно-познавательная деятельность 5 мин |
1. Организует речевую зарядку, активизируя лексику по теме, раздает учащимся карточки с вопросами по теме “Школа” | 1. Задают друг другу вопросы по теме и отвечают на них | Коммуникативные: слушать и понимать собеседника, оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: заносить услышанную информацию в таблицу |
5 мин | 2. Учитель предлагает учащимся просмотреть фильм о немецкой школе и заполнить таблицу по ключевым аспектам | 2. смотрят фильм, в парах заполняют таблицу (каждый свой пункт), затем вместе с учителем сравнивают и дополняют таблицу (заполняют все пункты) | |
5 мин | 3. Учитель просит выполнить 2 упражнения на контроль увиденного и осуществить взаимоконтроль по ключу |
3. Выполняют упражнения и осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку | Регулятивные: способность к мобилизации умственной энергии для решения учебной задачи, осуществлять взаимоконтроль выполненного задания |
4 мин | 4. Учитель просит подобрать дефиниции к словам и назвать учебные предметы, а также назвать свой любимый предмет в школе | 4. Выполняют упражнение, ответы читают вслух, называют любимый предмет | Познавательные: уметь перерабатывать информацию |
3 мин |
5. Учитель организует динамическую паузу |
5. Выполняют динамические упражнения |
Регулятивные: мобилизация сил и энергии для выполнения задания, релаксация |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 10-12 мин |
1. Распределяет по группам текст с пропусками, просит учащихся заполнить недостающую информацию и презентовать ее другой группе |
1. Учащиеся работают в группах, заполняют “Lüсkentext“, презентуют полученную информацию другой группе |
Коммуникативные: |
IV. Контроль и оценка результатов деятельности. |
Учитель предлагает и объясняет домашнее задание (рассказать о российской школе, заполнив таблицу) |
Учащиеся выясняют детали выполнения домашнего задания и форму.
Учащиеся анализируют результаты урока |
Регулятивные: Личностные: |
Литература
1. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ. - №1, 2002. С.11.
2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // ИЯШ. - №5, 2003. С.38.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. - №2, 2000. С.3.
4. Deutschlandlabor-Schule.