Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Проект "Школы Германии и России" для учащихся 8-х классов

Разделы: Иностранные языки


В преподавании немецкого языка сегодня инновационные технологии играют важную роль, поскольку их применение в современном педагогическом процессе помогает развивать творческие и коммуникативные способности учащихся. Новые технологии позволяют воспитывать любознательную личность, стремящуюся к участию в межкультурной коммуникации, открытую и толерантную.

Проектная методика наилучшим образом активизирует речемыслительную деятельность учащихся на уроках немецкого языка. Она способствует обеспечению необходимых условий для активизации познавательной и коммуникативной деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознавать, осмыслить новый языковой материал и получить достаточную устную речевую практику для формирования необходимых навыков общения, для его саморазвития и самовыражения. В ходе работы над проектным заданием раскрываются индивидуальные возможности каждого ученика, выявляются интересы, разнообразие опыта, накопляемого им в семье, в общении со сверстниками и в реальном взаимодействии с окружающим миром, что дает возможность поэтапно формировать внутреннюю речь, громкую речь, монологическую речь (по Гальперину П.Я.). Совокупность проектных заданий с учетом проектных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика обеспечивает комплексное развитие мышления, внимания, активизирует умственную деятельность и повышает интерес к процессу познания иноязычной культуры, а главное, способствует развитию коммуникативных навыков и формированию речевой культуры на иностранном языке.

Обучая немецкому языку с помощью работы над проектами, мы обнаруживаем, что идет взаимообогащение, как на родном, так и на чужом языке, поскольку учащиеся воспринимают по-своему явления и факты, проявляют фантазию, расширяют объем знаний, устанавливая межпредметные связи. В процессе работы над проектом происходит повторение лексико-грамматического материала, поиск информации и путей решения коммуникативных задач по желанию самих учащихся, без давления со стороны учителя, который лишь помогает советом, консультирует. В сотрудничестве с учащимися рождаются интересные уроки. Используя проектную методику, мы делаем смешанные типы проектов: творческие, игровые, информационно-исследовательские. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и не имеют детально проработанной структуры деятельности. Это совместная газета, альбом, сочинение, книжечка про себя, рекламный проспект , сказка. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении и на ознакомление участников с информацией, на анализ и обобщение фактов. Результатом информационного поиска становится статья, аннотация, реферат и презентация на конференции, викторина («ФРГ: страна и люди», «Выдающиеся люди Германии», классики немецкой литературы). В ролевых и игровых проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники выбирают определенные роли. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Так в ролево-игровом проекте «Мы говорим о школе» мы с ученицей составили интересный сценарий урока, который прошел в теплой, почти естественной обстановке, с «зарубежными» гостями за чашкой чая. С ролью модератора девочка справилась великолепно, а учительница в роли немецкой делегации не сказала почти ни слова, говорили только учащиеся на уроке. Другой ученик собирал тематическую лексику и создавал разговорник «Школа будущего», с ролью репортера справился тоже очень хорошо, представив ещё фотогазету после встречи с гостями. Трое учеников готовили фильм проект, играя на экране немецких сверстников, рассказывающих о своей школе. Остальные члены группы по-деловому защищали свои проекты «Школа будущего» и выступали в роли гостей и хозяев в дискуссии.

Технологическая карта
открытого урока в рамках методической недели
“Проектная и исследовательская деятельность учащихся”

Тема урока: “Школа”

Связь урока с предыдущим и последующим: обобщение пройденного материала и подготовка к презентации проекта по теме “Школы Германии и России”.

Цель урока: развитие навыков монологического высказывания на основе имеющихся знаний и полученной информации.

Тип урока: обобщающий урок.

Ожидаемые трудности и пути их решения: возможные трудности построения самостоятельного устного высказывания снимаются с помощью сводной таблицы и текста с пропусками.

Материалы: УМК “Немецкий язык. 8 класс” (И.Л. Бим, Л.И. Рыжова) с использованием видеоматериалов из интернета (Deutschlandlabor-Schule).

Оборудование: компьютер, SMART-доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Планируемые результаты:

  • Предметные: во всех видах речевой деятельности активизировать употребление ранее изученных лексических единиц по теме “Школа”.
  • Личностные: воспитывать чувство уважения к собеседнику, умение работать в команде, поддерживать высокий уровень мотивации в изучении немецкого языка, воспитывать речевую культуру.
  • Метапредметные: развивать умения строить самостоятельные устные высказывания на основе видеоматериала, заполнять таблицы, оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, осознанно строить высказывание в устной форме.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Самоопределение
в деятельности

2 мин

Цель: включение в учебную деятельность, определение цели урока.

3 мин

Приветствует учеников,
предъявляет фрагмент фильма (20 сек) без звука, задает наводящие вопросы, просит выдвинуть предположения о теме урока, помогает при формулировании задач урока

Приветствуют учителя, просматривают фрагмент, в группах выдвигают предположения о теме урока.

Совместно с учителем определяют цель урока.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

II. Учебно-познавательная деятельность

5 мин

1. Организует речевую зарядку, активизируя лексику по теме, раздает учащимся карточки с вопросами по теме “Школа” 1. Задают друг другу вопросы по теме и отвечают на них Коммуникативные: слушать и понимать собеседника, оформлять свои мысли в устной речи
Регулятивные: заносить услышанную информацию в таблицу
5 мин 2. Учитель предлагает учащимся просмотреть фильм о немецкой школе и заполнить таблицу по ключевым аспектам 2. смотрят фильм, в парах заполняют таблицу (каждый свой пункт), затем вместе с учителем сравнивают и дополняют таблицу (заполняют все пункты)  
5 мин 3. Учитель просит выполнить 2 упражнения на контроль увиденного и осуществить взаимоконтроль по
ключу
3. Выполняют упражнения и осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку Регулятивные: способность к мобилизации умственной энергии для решения учебной задачи, осуществлять взаимоконтроль выполненного задания
4 мин 4. Учитель просит подобрать дефиниции к словам и назвать учебные предметы, а также назвать свой любимый предмет в школе 4. Выполняют упражнение, ответы читают вслух, называют любимый предмет Познавательные: уметь перерабатывать информацию

3 мин

5. Учитель организует динамическую паузу

5. Выполняют динамические упражнения

Регулятивные: мобилизация сил и энергии для выполнения задания, релаксация

III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

10-12 мин

1. Распределяет по группам текст с пропусками, просит учащихся заполнить недостающую информацию и презентовать ее другой группе

1. Учащиеся работают в группах, заполняют “Lüсkentext“, презентуют полученную информацию другой группе

Коммуникативные:
участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; использовать речевые средства для построения монологического высказывания
Познавательные:
самостоятельно перерабатывать и преобразовывать информацию

IV. Контроль и оценка результатов деятельности.
Рефлексия.
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.
Подведение итогов занятия. Формулирование домашнего задания
40-45 мин

Учитель предлагает и объясняет домашнее задание (рассказать о российской школе, заполнив таблицу)
Организует самооценивание учащимися результатов урока. Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Учащиеся выясняют детали выполнения домашнего задания и форму.

 

 

Учащиеся анализируют результаты урока

Регулятивные:
подведение итогов учебной деятельности, анализ достижения цели урока.

Личностные:
Способность к самооценке

Литература

1. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ. - №1, 2002. С.11.

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // ИЯШ. - №5, 2003. С.38.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. - №2, 2000. С.3.

4. Deutschlandlabor-Schule.