Цель:
- Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, любовь к природе.
- Познакомить детей с картинами русских художников.
- Развивать воображение, творчество.
- Учить передавать в рисунке цвета «осени».
- Закреплять умение рисовать разнообразные деревья и кустарники, используя разные цвета и приемы работы кистью. Учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.
Предварительная работа:
- Наблюдение за деревьями, за осенней погодой во время прогулок на участке детского сада.
- Разучивание стихов об осени: А.Фет «Ласточки пропали», А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Цыганы»; «За весной, красой природы.....», А.Майков «Осень»; К.Бальмонт «Осень».
- Беседы: «Осень наступила», «Природа осенью», «Листопад», «Осенние приметы», «Деревья осенью».
- Загадывание загадок об осени.
- Чтение рассказов М.П. Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки». И.Соколов-Микитов: «Осень в лесу» и др.
- Рассматривание картин И.Левитана («Золотая осень», И.Поленова и других художников, книжных иллюстраций).
- На музыкальных занятиях разучивание песен об осени.
Оборудование: Бумага формата А4, краски гуашь, кисти.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: (Осенью)
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют, опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь ещё отгадайте загадки:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад)
Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Осенью листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.
Воспитатель показывает фотографии, картины, где запечатлены осенние деревья, пейзаж.
Воспитатель: Ребята, как называется этот период осени? (золотая осень). Какого цвета становятся листья осенью? Ответы детей – (Желтые, оранжевые, красные).
Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка: «Осень пришла»
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
(Физкультминутка проводится два-три раза с возрастающим темпом).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники.
Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки с деревьев падают и кружатся, как будто танцуют вальс.
- Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень».