«У ребенка есть тысячи путей стать взрослым». Древнегреческий афоризм актуален и в наши дни.
Но какие показатели процесса развития признавать определяющими?
Как выявить их уровень?
Как построить диагностические мероприятия, чтобы они органической частью работы педагога, а их результаты-ориентиром в выборе форм взаимодействия и направлений работы с каждым ребенком, с его родителями, с группой в целом?
Что именно нужно знать педагогу о ходе развития ребенка, чтобы обеспечить оптимальные условия? [1]
Все эти вопросы мы задали себе, готовясь к экспериментальной деятельности. Анализ литературы, результаты проведенных диагностик помогли констатировать, что интегрированный характер имеет театрализованная деятельность в детском саду.
В приведенной ниже игре-путешествии постараемся показать результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по совместной творческой деятельности взрослых и детей, как равноправных партнеров взаимодействия.
НОД имеет определенную структуру:
- введение в тему, создание эмоционального настроения, мотивации;
- разные формы театрализованной деятельности, где каждый ребенок и воспитатель имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Педагоги, включаясь в данный процесс, ставили перед собой, три основные цели:
- Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.
- Создание атмосферы творчества. Социально-эмоциональное развитие детей.
- В данной деятельности педагогами использовался главный методический прием: практическое действие каждого ребенка [2].
Педагог является одним из участников «путешествия». Готов к любым «превращениям», к реакции на любую эмоциональную и двигательную активность ребенка.
Конспект НОД «Путешествие на обыкновенный остров»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развити» (подготовительная к школе группа).
Задачи:
- Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другим).
- Совершенствовать умение передавать настроение персонажей, ситуаций, используя средства выразительности.
- Формировать выразительность, эмоциональную, речевую окрашенность в процессе решения проблемы.
Использование умений:
- выразительно передавать чувства и передавать настроение других людей;
- различать основные человеческие эмоции (страх, радость, удивление), изображая их, находить выход из ситуации.
Проблемы: Оказать помощь человеку, находящемуся далеко от дома.
Цель работы детей во время мероприятия: Оказать помощь тем, кто нуждается в этом.
Предварительная работа:
- Изготовление атрибутов.
- Проигрывание проблемных ситуаций.
- Овладение навыками имитационных движений (животных, птиц).
- Придумывание и проигрывание сюжетов из серии «Моя Вообразилия».
- Просмотр театральных этюдов педагога.
- Участие детей в праздниках, фестивалях.
Педагог встречает детей под тихо звучащую музыку к песне М.Танича и В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Каждый день мы встречаем друг друга словами здравствуйте, доброе утро. А сегодня, давайте, поздороваемся по-другому.
Игра «Приветствие»
Дети медленно под музыку передвигаются по комнате. Музыка останавливается, и дети находят себе пару и здороваются разными частями тела (мизинчиками, ушами, спинами). В конце игры приветствие обязательно заканчивается глазами.
Педагог. Сегодня мы с вами будем играть. Я вам предлагаю игру.
Игра «Сантик-Мантики»
Во время игры, неожиданно для детей, раздается аудиосигнал. Слушаем сообщение.
Педагог. Что делать? Как поступить? На чем лучше отправиться на остров?
Педагог слушает ответы детей.
Педагог. Мы построим корабль необыкновенный. «Летучий корабль».
Звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль».
Одновременно дети имитируют постройку корабля.
Педагог. Дети, чтобы наш корабль не потерпел крушение, нам нужен капитан.
Как мы его выберем? Может быть нам поможет считалка?
Отправляемся в путь.
Имитация плывущего корабля с командой на нем.
Педагог обращается к капитану с просьбой обозначить места привалов.
Педагог. Вижу остров (лес). Команда высаживается на остров.
Игра «Превращения»
Воспитатель объясняет, что в стране «Небывальщине» бывает такое, что коровы летают, крокодилы каркают, черепахи бегают. И мы превратимся в таких животных.
Игра «След в след»
Дети выбирают кем они будут: лиса с лисятами, туристы, кошка с котятами, и т.д.
Дети идут цепочкой, ставя ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда идут, какие препятствия преодолевают. Например, разведчики идут через болото по кочкам, туристы пробираются по камушкам через ручей.
Игра «Привал»
Воспитатель предлагает детям изобразить следующие ситуации:
У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое.
Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое.
Вы берете третье яблоко, кусаете - оно сладкое.
Мы пьем горячий чай у костра. Вы берете чашку и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай. Дуете на него. И снова отпиваете.
Подул ветер и дым от костра направляется прямо на вас. Вы пытаетесь закрыться от дыма, отвернуться и не пролить чай на себя. Команда плывет дальше.
Вновь высаживается на следующем острове (Африка).
Игра «Кто живет в Африке»
Дети делятся на две группы. Одни становятся животными, а другие - фотокорреспондентами.
Представьте себе, что вы попали в Африку и превратились в Африканских животных (зебру, льва, обезьяну, слона, носорога). Вы изображаете животное, но не говорите какое, животные ведь не разговаривают. Остальные дети фотографируют, а потом покажут фотографию (картинку) животного, которого он изображал.
Игра «Зеркало» с участием нового персонажа
(Серия эмоционально-имитационных упражнений).
Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Одни изображают мимикой эмоцию, другой повторят ее и угадывает.
После отгадки меняются местами.
Второй вариант: Воспитатель раздает детям карточки с лицами, выражающими определенную эмоцию. Дети изображают эмоцию в соответствии с рисунком на карточке. Второй ребенок в паре изображает эмоцию. Новый персонаж отправляется в путешествие вместе с детьми.
Путешествие продолжается.
Следующий остров по курсу - «Небывальщина».
Педагог обращает внимание детей на необычность острова.
Игра «Перевоплощение»
Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть. Дети имитируют движения лесных животных. Воспитатель угадывает какое это животное. Воспитатель угадывает - какое животное изобразил ребенок.
Игра «Забавные превращения»
Педагог, обращает внимани детей на то, что обезьянка стала слышать и понимать человеческую речь. Что это значит?
Педагог обращаете к обезьянке - понимает ли она человеческую речь? Обезьянка рассказывав свою историю.
В заключение обезьянка совместно с детьми выполняет психологическое упражнение «Радость».
Используемая литература
1. Горбина Е.В., Михайлов М.В. В театре нашем для вас поем и пляшем / Е.В Горбина, М.В. Михайлов // Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников. - Ярославль Академия Холдинг, 2000. 12с.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина // М.: ТЦ Сфера, 2006 г.