Традиционные психолого-педагогические методы не всегда приносят желаемые результаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам-психологам, воспитателям, родителям. В статье раскрывается опыт работы педагога-психолога по использованию компьютерной программы «Волна» в коррекции эмоционально-волевой сферы.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, диафрагмально-релаксационное дыхание, дошкольник, профилактика стресса, программа «Волна»
Я дышу, и значит – я живу.
В.Высоцкий
Как не прискорбно, но в последнее время отмечается увеличение числа детей с проблемами психического развития.
Этому способствует и ускоряющийся темп жизни, и экологическое неблагополучие, и информационные и физические перегрузки, и т.д;
Мной замечено, что традиционные психолого-педагогические методы не всегда приносят желаемые результаты, как в образовательном процессе, так и в процессе целенаправленной коррекции. В связи с этим возникает необходимость поиска и использования нетрадиционных методов коррекционного воздействия.
Детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которым ПМПК города Костромы рекомендованы занятия с педагогом-психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы. Их особенностями является низкий уровень познавательной активности, эмоциональная нестабильность, рассеянное внимание.
В данной ситуации я решила, что оптимальным будет применение системного коррекционного подхода к сопровождению психического развития ребенка, в котором двигательные методы применяются в сотрудничестве с использование компьютерных технологий, а именно компьютерная программа обучения диафрагмально-релаксационному дыханию «Волна» (научно-производственная фирма «Алматея» Санкт-Петербург).
Программа «Волна» позволяет заниматься с детьми, начиная с 3-летнего возраста, поэтому ее можно включать в комплекс развивающей и коррекционной работы с детьми.
Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребенка задач, как:
- оптимизация психофизиологического состояния детей;
- профилактика стрессогенных состояний;
- создание благоприятных условий для нервно-психического развития;
- профилактика и коррекция нарушений речевой функции;
- нормализация психоэмоционального состояния;
- улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности;
- оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) и профилактика профессионального выгорания педагогов,
- и многое другое.
Технология реализации программы заключается в следующем: с помощью датчиков, закреплённых на запястьях, компьютерная программа позволяет ребёнку следить за глубиной и частотой своего дыхания. Благодаря правильному диафрагмальному дыханию малыш может изменять картинки, отображающиеся на мониторе компьютера. А именно: закрашивать их, разгонять туман, помогать «куколке» превращаться в бабочку и перелетать с цветка на цветок. Видя изображение, может сам оценить свои усилия и скорректировать дыхание, для достижения результата. Тем самым, ребёнок учится регулировать своё состояние, то есть развивает необходимые навыки саморегуляции.
Программа является завершенной и автономной, но может активно использоваться и для решения задач комплексного воздействия, являясь составной частью более общих психологических, образовательных или коррекционных программ.
Я предположила, что положительный результат будет достигнут в совокупном использовании данной программы и упражнений на тренировку дыхания, растяжки, снятие зажимов рекомендованных А.В.Семенович в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте».
Поэтому разработала программу модифицированных занятий «Весёлые картинки».
Программа предназначена для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Занятия проводятся в проветренном помещении с возможностью выделить ковер для проведения упражнений.
Её цель: создание условий для стабилизации и активизации эмоционально-волевой сферы, повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Структура занятия представляет собой логически выстроенную систему знакомых ребёнку упражнений. Он последовательно выполняет:
- Дыхательные упражнения.
- Задания на аппарате «Волна».
- Упражнения на снятие мышечных зажимов.
- Речевые игры в сопровождении упражнений на развитие мелкой моторики.
Упражнения усложняются по мере их освоения детьми.
Практически на каждом занятии ребёнку приходится отрабатывать навыки диафрагмального дыхания. Это сложный процесс, но интересные задания на компьютере повышают мотивацию ребёнка.
Занятия проводятся в индивидуальной форме, режим проведения 2-3 раза в неделю, время занятий 15-20 минут, (занятия дублируются). Продолжительность курса зависит от исходного статуса ребёнка (минимальный курс – 3 месяца).
Работа подразумевает тесное взаимодействие с семьёй воспитанников. При такой форме родителю дается достаточно подробное описание занятий. В ряде случаев, родители присутствуют на установочных занятиях психолога с ребенком и в последствии, часть упражнений могут выполнять дома.
Предполагаемые результаты реализации программы: у дошкольников повышен энергетический потенциал организма, выработаны навыки правильного дыхания, расширены интеллектуальные возможности ребенка; развита мелкая моторика.
Чтобы отследить динамику я разработала листы наблюдения со следующими параметрами:
- Саморегуляция (проявление при выполнении дых упражнений, упражнений по артикуляции, пальчиковой гимнастике).
- Умение принимать и выполнять инструкции.
- Устойчивость внимания.
- Активность.
- Мелкая моторика.
Результаты наблюдений и заключительной диагностики показали положительный эффект применения программы. Педагоги и родители отметили, что дети стали более спокойно переносить неудачи, познавательная активность повысилась, появилась уверенность в своих возможностях.
Программа «Весёлые картинки» может быть использована с целью здоровьесбережения в образовательном комплексе программ по формированию установки на здоровый образ жизни, а также как программа психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Литература
- Как быть левшой? Айрапетян В., Чуприков А. «Семья и школа». 1986. №11.
- Как помочь ребенку? Томас Й. Вейс М., 1992.
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. А.В. Семенович. – М. Издательский центр «Академия», 2002.
- Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Забрамная С.Д. М., 1995.
- Техники здоровья. Учебно-методическое пособие для работы с детьми. Алматея. С-П, 2006.