"Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"
Л.Н.Толстой
Цели урока: Знакомство с деталями Arduino – лампочка. Отработка навыков составления программ с применением переходов и циклов.
Задачи урока:
- Образовательные – формирование умений и навыков конструирования Arduino-моделей с использованием новых деталей, а также составления программ с применением изученных команд; закрепление умений использования ПДД.
- Развивающие – развивать познавательный интерес у учащихся, развить мышление и умение ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для учащегося; формирование навыков установления взаимосвязей между искусственными и реально существующими моделями.
- Воспитательные – формирование ответственного отношения учеников в ситуациях при переходе регулируемого пешеходного перекрестка; развитие сотрудничества и освоение навыков работы в команде.
Оборудование и наглядные пособия: учебный класс с ПК, Arduino-наборы “Амперка”, проектор, экран, презентация, среда визуального программирования Scrath for Arduino.
Ход работы
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые УУД |
Примечания |
I этап.
|
- Здравствуйте, ребята! - Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать. |
- Здравствуйте! |
Комуникативная: культура приветствия. |
Стратегия критического мышления «Знаю-хочу узнать-узнал» разработана в 1984г. Профессором Донной Огл. Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. |
- Посмотрите перед вами лежат карточки. Здесь написаны слова: знаю-хочу узнать-узнал. В ходе урока в них будете записывать свои действия. |
Учащиеся знакомятся с карточкой самооценки. | |||
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
|
- Прошу минуточку внимания! Все смотрим на экран (показываю фрагмент видеофильма о роботе). | Познавательная: Комуникативная: Регулятивная: Личностная:
|
Прием «Мозговой штурм» - фаза вызова: используется с целью актуализации опорных знаний и жизненного опыта обучающихся, а также для пробуждения интереса к изучению новой темы.
|
|
- Это что? - Так, что же такое робот? |
- Это робот. - Робот – это универсальный автомат, позволяющий выполнять механические действия (перечисляют известных им роботов). |
|||
- Еще каких роботов вы знаете? - Молодцы! |
- Варианты ответов: сегодня роботы используются в быту, для запуска спутников, роботы-хирурги, роботы-фармацевты и т.д. | |||
- Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает? | - Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, вредными материалами, а также в других тяжелых или небезопасных для человека условиях. | |||
- Да роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится более автоматизированной. Что же такое робототехника? | - Робототехника - управление компьютером (роботом) с помощью специально созданной программы, в которой содержится конкретный набор программ. | |||
- Как называют специалиста, создающего роботов? | - инженер-робототехник. | |||
- Ребята, обратите внимание, каждый из вас оказался в команде с определенным названием. Ваша команда называется Arduino Uno. Кто из вас скажет, что это за слово такое и что оно обозначает? | - Arduino Uno – это контроллер, который является мозгом любого робота, мы в него записываем программу для робота. | |||
- А вы знает что такое BreadBoard? | - BreadBoard – это специальная плата, с помощью которой мы собираем микросхемы без пайки. Она называется макетная плата. | |||
- На прошлых занятиях мы занимались конструированием наших первых простейших роботов – микросхем. - С помощью чего мы их заставляли двигаться? |
- с помощью программы, написанной в среде визуального программирования Scrath. | |||
- Сегодня мы с вами своими руками спроектируем микросхему «Cветофор» и заставим ее работать. Для этого нам нужно изучить новый вид алгоритма. |
|
|||
III этап. Актуализация системы знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия и осмысления нового материала, в том числе первичная проверка понимания. – 10 мин.
|
- Ребята сейчас мы попробуем отгадать название нового алгоритмического понятия. | Познавательная: Комуникативная: Регулятивная: Личностная:
|
|
|
- Прошу, Саша, выйди к доске и возьми карточку действий. Саша будет показывать действия с помощью движений, а мы угадаем, что он показывает. | Карточка: ешь конфеты одну за другой (берешь из вазы, разворачиваешь, кладешь в рот, жуешь и так несколько раз). | |||
- Что делает Саша? | - Ест конфеты. | |||
- Как вы думаете какой вид алгоритма он изобразил? - Молодцы! Сегодня вы узнали, что кроме линейных алгоритмов, существуют и циклические. Цикл – это многократное повторение одной и той же последовательности действий. - В среде программирования Scrath цикл выглядит вот таким образом (открываю S4A и показываю). Все команды которые мы поместим в цикл будут повторяться многократно. - Существуют два вида циклических алгоритмов: бесконечный цикл и цикл N раз (показываю). |
- Повторяет одно и тоже действие много раз, циклический. | |||
- Теперь давайте начнем самую интересную часть урока: сконструируем робота – СВЕТОФОР. - Молодцы! А как правильно подключать светодиод к плате? |
- Контроллер, макетная плата, светодиоды разных цветов, резисторы и провода.
- Короткая ножка – это минус (земля), а длинная ножжка – это плюс (на который подается ток). |
|||
IV этап. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее творческом применении. Практическая работа. Разработка алгоритма для робота – 23 мин. |
- Пожалуйста, команды приступаем к сборке роботов «Cветофор». | Начинают конструировать роботов самостоятельно. | Познавательная: Коммуникативная: Регулятивная: Личностная: |
|
- Ребята, давайте проверим как вы собрали робота «Светофор». - А теперь необходимо научить работать вашего робота. Разработайте пожалуйста каждый программу для вашего робота. |
Проверка микросхем. Создание скетчей в среде S4A. |
|||
V этап. |
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы. Какие виды алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике? - Все ли у вас работало? Домашнее задание: собрать светодиодное табло и составить скетч бегущего по всем диодам маячка. |
- линейные, циклические |
Познавательная: Коммуникативная: Регулятивная: Личностная: |
Стратегия критического мышления «Знаю-хочу узнать-узнал» |