Дома: Сборник заданий для подготовки к ОГЭ
Цель и задачи:
- формирование основ экономических знаний и понимания определяющей роли математических знаний в современном экономическом мире;
- развитие коммуникативных навыков в процессе деловых игр;
- выявление пробелов в знаниях у учеников 9 класса;
- развивать у учеников способность быстро реагировать на смену заданий и чувство временных рамок;
Пояснительная записка
Данный урок является пятым в изучении элективного курса по алгебре: «Экономика в математических задачах и играх». Целью этого курса является не только изучение элементарных экономических знаний, но и выявление, и устранение пробелов в знаниях учащихся. А так как в своей работе я часто применяю игровые технологии или элементы игры, то данный урок спланировала в виде деловой игры «Биржа». Игра проводится в два этапа.
1 этап
Во время подготовительного этапа учащиеся вместе с учителем, во время предыдущего урока готовят необходимые карточки, банкноты, таблицы, определяют размер ссуды, стоимости задач, услуг работников «Биржи», размеры штрафов и количество прибыли, приравненное к оценкам. Выбор, с помощью голосования, шерифа и налогового инспектора.
В классе
2 этап (игровой)
Деловая игра «Биржа»
Оборудование и материалы:
- условные банкноты (рубины)
- «прейскурант услуг» (прил.1)
- права и обязанности участников игры (прил.2)
- раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями
- кредитные карты
1. Повторение (3 мин)
Учитель повторяет с учениками основные экономические понятия:
Провести соответствия на доске.
Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определённой доли в капитал.
Номинал – стоимость ценной бумаги, указанная на её лицевой стороне.
Фондовая биржа – организация, на которой по определённым правилам проводится торговля ценных бумаг.
Банк – организация, которая выступает посредником при проведении различных платежей и при предоставлении кредитов.
Прибыль – разница между доходом и расходами на какую-то деятельность, причём доходы превышают расходы.
2. Игровая ситуация (1 мин)
Перемотаем время вперёд и представим, что все вы окончили университеты и пришли устраиваться на работу брокерами. У всех вас одинаковые шансы, поэтому на работу приняли всех. В качестве стартового капитала брокерская биржа выделила каждому молодому специалисту беспроцентный кредит в размере 100 рубин (условная единица на бирже). По окончании рабочего дня каждый новобранец должен погасить задолженность перед биржей и принести прибыль своим работодателям. Каждый из вас уже взрослый человек и справедливо оценивает свои знания и возможности в данной области. Прошу учесть ту особенность, что чем дешевле задание, тем оно легче.
3. Организационный момент (1 мин)
- можно покупать лёгкие задачи, но при этом получать маленькую прибыль;
- можно решать сложные, но для этого нужны знания;
- можно объединить свои усилия с друзьями, но прибыль делить на всех;
- участник, решивший 10 заданий меньше чем за 20 мин, помогает налоговому инспектору.
4. Правила игры (1 мин)
- Для первоначального капитала у участников есть кредитная карточка.
- Покупая задачи разной сложности, по разной цене, участник игры должен заплатить долг по кредитной карточке и получить прибыль.
- За один урок каждый участник может решить не более 10 задач.
- По максимальной прибыли определяется цена одного балла.
- По размеру прибыли, в конце урока, ученику присуждается оценка.
5. Игра (25 мин)
У вас на столах лежат два приложения. Давайте ознакомимся с их содержанием (5 мин).
За ходом игры следят:
- Шериф – ученик
- Налоговый инспектор – ученик или гость
- Менеджер – учитель
- Инвесторы – Решая задачи, зарабатывает максимум средств
6. Подведение итогов (10 мин)
Таблица на доске
№ |
Ф.И. |
Стоимость заданий |
штрафы |
прибыль |
оценка |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
Приложение 1. Права и обязанности участников игры
Игровая роль |
Обязанности |
Права |
Шериф |
Обеспечивает порядок в классе |
- штрафовать любого участника за нарушение дисциплины |
Менеджер |
Проверяет решение задач |
- продать подсказку по её стоимости |
Налоговый инспектор |
Фиксирует все финансовые операции игрока |
Наложить штраф за «незаконные» финансовые операции (списывание и т.д.) |
Инвестор |
Решая задачи, зарабатывает максимум средств |
Получать плату с игроков за подсказку |
Приложение 2. Прейскурант услуг
№ уровня |
Стоимость |
Подсказки |
Штраф |
Премия |
1 |
30 |
-10 рубин одна |
- 10 рубин замечание |
нет |
2 |
40 |
нет |
||
3 |
50 |
нет |
||
4 |
60 |
40!!! |
||
5 |
70 |
50!!! |
Стоимость места |
|
Шерифа |
30 |
Налогового инспектора |
250 |
Инвестора |
30 |
Кассационная жалоба |
10 |