Форма проведения: классный час.
Контингент детей: дети с ОВЗ (ЗПР).
Тип занятия: изучение нового материала и закрепление имеющихся знаний.
Цели занятия:
- Систематизация знаний в области использования интернета.
- Формирование навыков безопасного использования интернета.
- Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление детей об информационной безопасности;
- сформулировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера в жизни человека.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать навыки поиска, сбора, обработки информации;
- развивать внимание, ответственность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей такие умения, а именно: участвовать в диалоге, слушать, отстаивать свою позицию;
- воспитывать умение работать в группе, сотрудничать для достижения общей цели;
- воспитывать взаимоуважение.
Оборудование и материалы:
- презентация;
- проектор;
- экран для проектора;
- фломастеры;
- карандаши;
- альбомные листы;
- дидактические материалы (листы с ребусами, карточки для складывания).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Введение в тему
Слайд 1, 2
Таблица с буквами, где зашифровано слово ИНТЕРНЕТ и БЕЗОПАСНОСТЬ.
Й |
П |
Ц |
Ц |
К |
Е |
Е |
Н |
Л |
Р |
Ь |
Г |
Ш |
И |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
П |
Н |
Я |
Ч |
С |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
П |
Р |
Т |
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Б |
Е |
З |
О |
П |
А |
С |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
П |
Р |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
Р |
Н |
Я |
Ч |
С |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
А |
П |
Е |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
Т |
Т |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
О |
Х |
Н |
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
М |
Задание: найти зашифрованные слова и сформулировать тему занятия.
Беседа (фронтально).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на классном часе? (о безопасности в интернете).
3. Работа по теме занятия
Слайд 3 (тема занятия).
- Кто знает, что такое Интернет? (всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации; самая большая компьютерная сеть, соединяющая миллионы компьютеров..)
- Кто знает, что такое безопасность? (защищенность от внешних и внутренних угроз; защита человека от каких-либо посягательств…)
Слайд 4 (знакомство с понятиями ИНТЕРНЕТ И БЕЗОПАСНОСТЬ)
Интернет – Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть.
Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено в 1992 году законом «О безопасности». Бывает личная, общественная и государственная безопасность.
- Скажите, вы когда-нибудь играли в онлайн-игры?
- Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?
Анкета для учащихся (индивидуально)
1. Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) один час;
б) два часа;
в) другое (напиши свой ответ).
2. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
а) свои увлечения;
б) свой домашний адрес;
в) личные данные родителей;
г) успеваемость.
3. Ты выходишь в Интернет?
а) самостоятельно ;
б) самостоятельно, но под контролем родителей;
в) вместе с родителями.
4. Стоит ли на твоем компьютере «фильтр» (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да;
б) нет.
5. Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
а) да;
б) нет.
6. В каких целях ты используешь Интернет?
а) поиск информации;
б) общение с друзьями;
в) игры;
г) другое (напиши свой ответ).
7. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия;
б) пойти на встречу одному;
в) пригласить с собой друга;
8. Знаешь ли ты, чем опасны социальные сети?
а) личная информация может быть использована кем угодно в разных целях;
б) при просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан;
в) все вышеперечисленное верно.
Анкеты сдаются, продолжается беседа.
Учитель. Итак, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об интересном и захватывающем мире Интернета! Каждый из вас в нем уже побывал. И помогут мне сегодня провести беседу ваши одноклассники (двое подготовленных ребят).
- Ребята, по-вашему, для чего нужен Интернет?
- Что в нем есть интересного и полезного? (в Интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться)
1 ученик
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети.
Слайд 5 (список сайтов)
Беседа
Ребята, какая опасность может вас подстерегать в Интернете? (незнакомцы, вирусы, запрещенная реклама).
Ребята, вот сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации:
- http://www.newart.ru - «Галерея детского рисунка»;
- www.lukoshko.net - «Лукошко сказок»;
- http://www.classmag.ru – «Журналы для детей»;
- http://otlichnyk.ru – «Отличник»;
- http://www.gogul.tv – «Федеральная программа безопасного детского интернета «ГОГУЛЬ»;
- http://71schule.ru - Официальный сайт МБОУ «СОШ №71»
Все эти и другие сайты можно найти с помощью поисковой системы.
- Кто уже пользовался поиском в Интернете?
- Что искали?
2 ученик
Как не сбиться нам с пути?
Где и что в сети найти?
Нам поможет непременно
Поисковая система.
Ей задай любой вопрос,
Все, что интересно, –
Вмиг ответ она найдет
И покажет честно.
В интернете, в интернете
Пруд пруди всего на свете!
Здесь мы можем поучиться,
Быстро текст перевести,
А в онлайн-библиотеке
Книжку нужную найти!
1 ученик
Расстоянья интернету
Совершенно не страшны.
За секунду он доставит
Сообщенье хоть с Луны.
Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь интернет –
Расстоянья больше нет!
Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну, а видеозвонок
Сократит разлуки срок.
Учитель.
- Ребята, можно ли долго сидеть за компьютером?
- Как нужно отдыхать, чтобы не устали глаза после компьютера?
Физминутка (все вместе повторяют за ведущим)
2 ученик (проводит зарядку по методу БЕЙТСА И НОРБЕКОВА)
Занятие продолжается
1 ученик
Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих –
Смело плавай в интернете!
Учитель: О каких же правилах при использовании сети Интернет вы должны знать? (для закрепления информации дети выполняют задание)
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам небольшую игру (работа в парах)
Задание: Соберите правило поведения в интернете (нужно собрать части предложения, написанных на отдельных листках, назвать правило).
- Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете.
- Чтобы избежать огорчительной информацией в интернете, установи на свой браузер фильтр.
- Не скачивай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета.
- Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить SMS – не спеши!
- Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую.
- Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими.
- Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям.
Слайд 6 (семь правил поведения)
Учитель: Молодцы ребята, все справились. А теперь посмотрите на экран. Я приведу примеры различных возможных ситуаций поведения в сети Интернет. Нужно подумать и дать правильный ответ.
Слайд 7, 8, 9, 10 (ситуации)
Ситуация первая
Вы всегда мечтали иметь программу «Фотошоп». Наконец-то вы нашли её в Интернете и скачали. Активируя программу в компьютере, уже перед завершением процесса, вы прочитали следующее сообщение: «Для получения бесплатного сообщения с кодом введите номер вашего мобильного телефона». Как вы поступите?
Ситуация вторая
Находясь в Интернете, вы открыли очень важную для вас страничку. Но компьютер тут же отреагировал: «Этот файл угрожает безопасности вашего компьютера, содержит троянскую программу». Каковы ваши дальнейшие действия?
Ситуация третья
Для скачивания файла в Интернете потребовали введения ваших личных данных. Как вы поступите?
Ситуация четвертая
Маша, Миша, Ира и Юра вели беседу про безопасность в сети Интернет. Прочти их высказывания и отметь того, кто из ребят сказал правильно?
- Миша сказал: «Я никогда не рассказываю о себе незнакомым людям: где я живу, где учусь, я сразу даю свой номер телефона».
- Ира сказала: «Я никогда не даю свой номер телефона, я просто немного рассказываю о себе и говорю, где я живу».
- Юра сказал: «Я никогда не рассказываю о себе незнакомым людям: где я живу, где учусь, ни тем более свой номер телефона».
- Маша сказала: «А зачем что-то скрывать… Я всегда рассказываю о себе незнакомым людям: и где я живу, и где учусь, и конечно даю свой номер телефона»
1 ученик проводит игру коллективную
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде.
Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Слайд 11 (ребусы)
Учитель (работа в парах)
Интеллектуальная играя «Разгадай ребус». Чтобы ответить на вопрос «Хочешь ли ты, чтобы твою личную переписку узнал кто-то чужой или нет?» Тогда ты должен знать главное правило сохранности данных! Разгадай ребусы и выбери верный ответ.
Легкий пароль |
|
Красивый пароль |
|
Надежный пароль |
Творческое задание. Ваша задача - нарисовать предупреждающий об опасности знак, который будет установлен на рабочем столе вашего компьютера.
Домашнее задание: придумать сказку о золотых правилах поведения в Интернете.
Используемая литература
- https://7gy.ru
- http://персональныеданные.дети/
- https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-biezopasnyi-intierniet.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- «Безопасный Интернет» Методическое пособие / авт-сост. Е.А.Королева, педагог дополнительного образования отделения социальных инициатив. - Рязань, 2015