«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.»
П.Гвездослов
В 70-е годы прошлого века вся детвора знала песню В.Баснера-М.Матусовского «С чего начинается Родина». В ней были такие строки: «Может она начинается с той песни, что пела нам мать,…с весенней запевки скворца…» Сегодня, в эру смсок вместо писем, смайликов вместо улыбок и поцелуев, слова той песни кажутся наивными и непонятными современным детям, большей частью не слышавшим маминых колыбельных. С чего же начинается Родина для нынешнего поколения? К сожалению, мало теперь найдется детей, даже дошкольного возраста, у которых вызывает умиление та «березка и рябина, куст ракиты над рекой» (сл.А.Пришельц, муз. Д.Кабалевский «Наш край»), что воспевали их бабушки и дедушки. Даже вид бездомного котенка или щенка не пробуждает в детских сердцах сострадание и жалость, в лучшем случае - страх, а зачастую, вызывает непреодолимое желание пнуть ногой несчастное животное, бросить в него камень или палку. Что же произошло с нами, с взрослыми, если мы разучились сеять вечное и доброе, если наши дети любят себя настолько, что в близких людях видят лишь источник удовлетворения собственных желаний, а понятие Родина - что-то эфемерное, размытое? Позволяя сломать без надобности ветку дерева, оправдывая детским возрастом жестокость в отношении животного, мы сами гасим в ребячьих сердцах искорки доброты, убиваем душу пусть маленького, но все же ЧЕЛОВЕКА.
С чего же начинается Родина? У каждого свой ответ на этот вопрос. Я же думаю, что все начинается с любви к облакам, плывущим над головой, ярким звездам в темном небе, с желтого одуванчика под окном, с пушистых «котиков» вербы, с крошечного муравья, спешащего по своим муравьиным делам и его муравьиной мамы, ждущей сыночка в большом дружном муравейнике. Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И дождик за окном, что пить дает цветку,
И легкий мотылек, что пьет с цветка росу,
Все начинается с любви!
И первый вздох, и первый лепет,
И теплый хлеб, и птичий щебет,
Все начинается с любви!
Заката и восхода краски,
И бабушки любимой сказки,
Такие важные слова «мой папа, моя мама»,
А вместе мы одна семья,
Нам без семьи никак нельзя,
Семья-любви начало.
Себе почаще говори:
«Все начинается с любви!»
Пояснительная записка
Авторская программа познавательной направленности «Все начинается с любви» обеспечивает обучение, воспитание и развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста, формирование у них основ нового экологического мировоззрения, где человек не царь природы, а ее часть; формирования чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство в соответствии с Федеральными государственными требованиями, через эффективное использование игры, как основного вида деятельности дошкольников, и средств народной педагогики, как источника неиссякаемой мудрости.
Формирование мировоззрения дошкольника предполагает воздействие на интеллект, волю, эмоции ребенка с целью активизации практической деятельности по сбережению, сохранению окружающей среды. Причем первичным в данном процессе является непосредственно чувственное отражение действительности и лишь затем, понятийное мышление. Иными словами: сначала чувствую, потом мыслю, затем действую. Только в этом случае, знания перерастают в убеждения, как систему доминирующих потребностей, нравственно-ценностных ориентаций личности. Но одних только чувств, для того, что бы начать действовать не достаточно. Необходимо приложить определенные усилия, т.е. волю к желанию совершить тот или иной поступок. Воля же формируется из умения управлять своими действиями, поведением.
Отсюда исходит необходимость в воспитании у дошкольников экологической культуры через развитие чувств, экологических представлений, воли, конкретно-практической деятельности, что является особенностью программы «Все начинается с любви».
Процесс формирования целостного экологического мировоззрения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в данной программе обеспечивается за счет межпредметных связей (знакомство с устным народным творчеством, рисование, театральная, экспериментальная и игровая деятельность), позволяющих взглянуть на один и тот же предмет исследования с разных сторон.
Целью данной программы является создание оптимальных условий для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, экологического образования, развитие экологического мышления через организацию опытнической деятельности с использованием средств народной педагогики, а через воспитание любви к природе родного края-воспитание любви к Родине.
В ходе реализации программы решаются такие задачи, как:
1. Активизация эмоционального и речевого общения, познавательного интереса к объектам окружающего мира, расширение представлений о природном объекте – вода для детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие любознательности и навыков проведения лабораторных опытов.
3. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.
4. Создание условий для мотивации нравственного, интеллектуального и физического здоровья, организации здорового и содержательного досуга.
5. Воспитание патриотизма, сохранение и популяризация культурно-исторических, духовных и национальных традиций.
6. Включение родителей в процесс воспитания и развития детей.
При осуществлении всех этих задач особое значение отводится личности воспитателя, т.к. его социальная и профессиональная позиция являются важнейшим фактором, определяющим формирование экологического научного мировоззрения у детей, ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Ибо, как сказал Н.А.Добролюбов: «Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу».
Программа включает в себя два блока:
- «Мы на Севере живем» - для детей среднего возраста (программа рассчитана на 1 год, охватывает детей в возрасте от 4 до 5 лет и предполагает организацию познавательно-игровой деятельности в виде встреч с тетушкой Зоряной 1 раз в неделю по 20 минут).
Цель данного раздела программы - формирование интереса и бережного отношения к природе родного края, культуре и традициям коренных народов. - «Матушка Землица, дай воды напиться» - для детей старшего дошкольного возраста (программа рассчитана на 2 года, охватывает детей в возрасте от 5 до 7 лет и предполагает организацию познавательно-игровой деятельности в виде встреч с домовенком Кузей 1 раз в месяц по 25-30 минут).
Цель данного раздела программы – формирование экологической культуры, основ экологического мировоззрения.
Блоки программы могут применяться как автономно, так и последовательно.
В ходе реализации программы ожидается:
- Развитие познавательной активности к объектам окружающего мира и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
- Формирование основ экологической культуры (бережное отношение к объектам окружающего мира ), экологического образования (знание о значении живой и неживой природы в жизни человека).
- Формирование системы этнографических знаний (пословицы, поговорки, приметы, календарно-обрядовые праздники).
Педагогический анализ знаний, умений детей старшего дошкольного возраста в рамках программы проводится в форме мониторинга в конце второго года.
Критерии диагностики экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень:
Ребенок проявляет устойчивый интерес к объектам окружающей среды, любознательность при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; бережно относится к воде и ее источникам (самостоятельно аккуратно моет руки под краном, не разбрызгивая воду; регулирует напор воды в кране, хорошо закрывает кран; экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает и соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, о свойствах воды (не имеет вкуса, запаха, цвета, формы), о таких природных явлениях, как туман, иней, град, дождь.
Средний уровень:
В большинстве случаев, ребенок проявляет устойчивый интерес к объектам окружающей среды, любознательность при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; но не всегда бережно относится к воде и ее источникам (аккуратно моет руки под краном, не разбрызгивая воду, иногда требуется помощь в регулировании напора воды в кране, хорошо закрывает кран; не всегда экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает, но не всегда соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, свойствах воды (не имеет вкуса, запаха ,цвета, формы), о таких природных явлениях ,как туман, иней, град, дождь, однако иногда затрудняется в определениях, например: «лед -твердая вода, а снег-это просто снег, пар их чайника – вода, облако-пар, а туча-это просто туча».
Низкий уровень:
Ребенок проявляет неустойчивый, слабый интерес к объектам окружающей среды, не проявляет любознательности при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; небрежно относится к воде и ее источникам (не аккуратно моет руки под краном, разбрызгивая воду, постоянно требуется помощь в регулировании напора воды в кране, плохо закрывает кран; не всегда экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает, но не соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); не сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, о свойствах воды (не имеет вкуса, запаха, цвета, формы), о таких природных явлениях, как туман, иней, град, дождь.
- Низкий уровень: 1–6 баллов
- Средний уровень: 7–12 баллов
- Высокий уровень: 13–18 баллов
Диагностическая карта сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Бережное отношение к воде |
Знания по теме «Свойства воды» |
Знания по теме «Состояния воды» |
Знание русских пословиц, поговорок, примет по теме |
Знание правил поведения |
Знание о значении воды в жизни живой природы |
Баллы |
Уровень
|
||||||||
|
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Максимальное количество баллов - 3
- Минимальное количество баллов - 1
Н - начало года
К - конец года
Календарно-тематическое планирование деятельности
№ п/п |
Время проведения |
Тема встречи |
Вид деятельности |
Средняя группа |
|||
1 |
Сентябрь |
Рябина |
Интересные факты, загадка, нетрадиционное рисование |
Голубь |
Интересные факты, оригами «Голубь мира» |
||
Белка |
Интересные факты, загадка, раскраска |
||
Ненцы |
Просмотр документального фильма |
||
2 |
Октябрь |
Осина |
Художественное слово, интересные факты, аппликация из листьев |
Воробей |
Интересные факты, подвижная игра |
||
Лиса |
Загадка, интересные факты, лепка |
||
Одежда коренных народов |
Дид. игра «Оденем девочку – Елю, и мальчика – Нойко» |
||
3 |
Ноябрь |
Береза |
Художественное слово, интересные факты, ненецкая народная игра «Метание березового диска» |
Сорока |
Пальчиковая гимнастика, интересные факты |
||
Волк |
Интересные факты, художественное слово, лепка |
||
Чум |
Конструктивна деятельность |
||
4 |
Декабрь |
Сосна |
Интересные факты, ненецкая народная игра-забава «Метание шишки» |
Свиристель |
Художественное слово, интересные факты, раскраска |
||
Песец |
Интересные факты, лепка |
||
Нарты, тынзян |
Интересные факты, ненецкие народные игры «Метание тынзяна», «Прыжки через нарты» |
||
5 |
Январь |
Сказки коренных народов |
«Птичка, ворон и лиса» |
Варган и бубен |
Знакомство с варганом и бубном, ненецкий танец «Охотники и чайки» |
||
6 |
Февраль |
Кедр |
Интересные факты, наблюдение на участке |
Снегирь |
Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования |
||
Медведь |
Интересные факты, ненецкая народная игра «Медведь и ягодники» |
||
Сказки коренных народов |
«Трое сыновей» |
||
7 |
Март |
Верба |
Интересные факты, наблюдение на участке |
Синица |
Интересные факты, раскраска |
||
Олень |
Интересные факты, ненецкая народная игра «Кусан юх» |
||
Сказки коренных народов |
«Храбрый Вай и море» |
||
8 |
Апрель |
Одуванчик |
Загадка, интересные факты, обрывная аппликация |
Ворона |
Загадка, интересные факты, подготовка к празднику «Вороний день» |
||
Песни коренных народов |
Подготовка к празднику «Вороний день» |
||
Праздники коренных народов |
Праздник «Вороний день» |
||
9 |
Май |
Тысячелистник, подорожник, клевер, пижма |
Интересные факты, наблюдение на участке |
Лебедь |
Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования |
||
Насекомые: муравьи и пауки |
Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования |
||
Игрушки коренных народов |
Мастер-класс «Ненецкая кукла» |
Календарно-тематическое планирование деятельности
№ п/п |
Время проведения |
Тема встречи |
Фольклорное содержание |
|
Старшая группа |
||||
1 |
Сентябрь |
Вода нужна всем |
Использование сказочного персонажа, поговорки «Не зная броду, не суйся в воду» |
|
2 |
Октябрь |
Рукам своим не верю |
Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Ручеек» |
|
3 |
Ноябрь |
Спичечные бега и цветы кувшинки |
Использование сказочного персонажа, поговорки «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», р.н. игры «Долгая Арина» |
|
4 |
Декабрь |
Как выйти сухим из воды |
Использование сказочного персонажа, поговорки «Кашу маслом не испортить», |
|
5 |
Январь |
Друзья-враги |
Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Родничок» |
|
6 |
Февраль |
Растения пьют воду |
Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Солнышко-ведрышко» |
|
7 |
Март |
Животворное свойство воды |
Использование сказочного персонажа, знакомство с р.н. календарно-обрядовым праздника «Вербное воскресение», р.н. игры «Мосток» |
|
8 |
Апрель |
Проращивание семян для огорода (фасоль, лук) |
Использование сказочного персонажа, |
|
9 |
Май |
Развлечение в бассейне «Русалочьи игры» |
Использование сказочного персонажа, загадок, потешек, игр |
|
Подготовительная к школе группа |
||||
1 |
Сентябрь |
|
Мини-пикник «Что нам осень принесла» |
Использование сказочного персонажа, загадок, игр |
2 |
Октябрь |
|
Вода-жидкость |
Использование сказочного персонажа, наговора, пестушки, р.н. игры «Ручеек» |
3 |
Ноябрь |
|
Вода прозрачная |
Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Дедушка Водяной» |
4 |
Декабрь |
|
Вода бесцветная |
Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Два Мороза» |
5 |
Январь |
|
Снег - тоже вода |
Использование сказочного персонажа, р.н.игры «Родничок» |
6 |
Февраль |
|
Шуба для земли |
Использование сказочного персонажа, р.н. игр «Долгая Арина», «Слепой козел», поговорок «Снег земле, что теплая шуба», «Много снега - много хлеба» |
7 |
Март |
|
Ледяные чудеса |
Использование сказочного персонажа, пословицы «Весенний ледок - что чужой порог, не надежен», р.н.песни «Как на тоненький ледок» |
8 |
Апрель |
|
Из чего сделано облако |
Использование сказочного персонажа, р.н.песни «Ой ты, матушка Весна», загадки про облако, авторской сказки «Про речку Малышку» |
9 |
Май |
|
Развлечение «В гостях у Водяного» |
Использование сказочного персонажа, р.н. игр, загадок, песен |