Программа эколого-патриотического воспитания «Все начинается с любви». Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.»

П.Гвездослов

В 70-е годы прошлого века вся детвора знала песню В.Баснера-М.Матусовского «С чего начинается Родина». В ней были такие строки: «Может она начинается с той песни, что пела нам мать,…с весенней запевки скворца…» Сегодня, в эру смсок вместо писем, смайликов вместо улыбок и поцелуев, слова той песни кажутся наивными и непонятными современным детям, большей частью не слышавшим маминых колыбельных. С чего же начинается Родина для нынешнего поколения? К сожалению, мало теперь найдется детей, даже дошкольного возраста, у которых вызывает умиление та «березка и рябина, куст ракиты над рекой» (сл.А.Пришельц, муз. Д.Кабалевский «Наш край»), что воспевали их бабушки и дедушки. Даже вид бездомного котенка или щенка не пробуждает в детских сердцах сострадание и жалость, в лучшем случае - страх, а зачастую, вызывает непреодолимое желание пнуть ногой несчастное животное, бросить в него камень или палку. Что же произошло с нами, с взрослыми, если мы разучились сеять вечное и доброе, если наши дети любят себя настолько, что в близких людях видят лишь источник удовлетворения собственных желаний, а понятие Родина - что-то эфемерное, размытое? Позволяя сломать без надобности ветку дерева, оправдывая детским возрастом жестокость в отношении животного, мы сами гасим в ребячьих сердцах искорки доброты, убиваем душу пусть маленького, но все же ЧЕЛОВЕКА.

С чего же начинается Родина? У каждого свой ответ на этот вопрос. Я же думаю, что все начинается с любви к облакам, плывущим над головой, ярким звездам в темном небе, с желтого одуванчика под окном, с пушистых «котиков» вербы, с крошечного муравья, спешащего по своим муравьиным делам и его муравьиной мамы, ждущей сыночка в большом дружном муравейнике. Все начинается с любви!

Все начинается с любви:
И дождик за окном, что пить дает цветку,
И легкий мотылек, что пьет с цветка росу,
Все начинается с любви!
И первый вздох, и первый лепет,
И теплый хлеб, и птичий щебет,
Все начинается с любви!
Заката и восхода краски,
И бабушки любимой сказки,
Такие важные слова «мой папа, моя мама»,
А вместе мы одна семья,
Нам без семьи никак нельзя,
Семья-любви начало.
Себе почаще говори:
«Все начинается с любви!»

Пояснительная записка

Авторская программа познавательной направленности «Все начинается с любви» обеспечивает обучение, воспитание и развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста, формирование у них основ нового экологического мировоззрения, где человек не царь природы, а ее часть; формирования чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство в соответствии с Федеральными государственными требованиями, через эффективное использование игры, как основного вида деятельности дошкольников, и средств народной педагогики, как источника неиссякаемой мудрости.

Формирование мировоззрения дошкольника предполагает воздействие на интеллект, волю, эмоции ребенка с целью активизации практической деятельности по сбережению, сохранению окружающей среды. Причем первичным в данном процессе является непосредственно чувственное отражение действительности и лишь затем, понятийное мышление. Иными словами: сначала чувствую, потом мыслю, затем действую. Только в этом случае, знания перерастают в убеждения, как систему доминирующих потребностей, нравственно-ценностных ориентаций личности. Но одних только чувств, для того, что бы начать действовать не достаточно. Необходимо приложить определенные усилия, т.е. волю к желанию совершить тот или иной поступок. Воля же формируется из умения управлять своими действиями, поведением.

Отсюда исходит необходимость в воспитании у дошкольников экологической культуры через развитие чувств, экологических представлений, воли, конкретно-практической деятельности, что является особенностью программы «Все начинается с любви».

Процесс формирования целостного экологического мировоззрения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в данной программе обеспечивается за счет межпредметных связей (знакомство с устным народным творчеством, рисование, театральная, экспериментальная и игровая деятельность), позволяющих взглянуть на один и тот же предмет исследования с разных сторон.

Целью данной программы является создание оптимальных условий для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, экологического образования, развитие экологического мышления через организацию опытнической деятельности с использованием средств народной педагогики, а через воспитание любви к природе родного края-воспитание любви к Родине.

В ходе реализации программы решаются такие задачи, как:

1. Активизация эмоционального и речевого общения, познавательного интереса к объектам окружающего мира, расширение представлений о природном объекте – вода для детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие любознательности и навыков проведения лабораторных опытов.

3. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.

4. Создание условий для мотивации нравственного, интеллектуального и физического здоровья, организации здорового и содержательного досуга.

5. Воспитание патриотизма, сохранение и популяризация культурно-исторических, духовных и национальных традиций.

6. Включение родителей в процесс воспитания и развития детей.

При осуществлении всех этих задач особое значение отводится личности воспитателя, т.к. его социальная и профессиональная позиция являются важнейшим фактором, определяющим формирование экологического научного мировоззрения у детей, ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Ибо, как сказал Н.А.Добролюбов: «Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу».

Программа включает в себя два блока:

  • «Мы на Севере живем» - для детей среднего возраста (программа рассчитана на 1 год, охватывает детей в возрасте от 4 до 5 лет и предполагает организацию познавательно-игровой деятельности в виде встреч с тетушкой Зоряной 1 раз в неделю по 20 минут).
    Цель данного раздела программы - формирование интереса и бережного отношения к природе родного края, культуре и традициям коренных народов.
  • «Матушка Землица, дай воды напиться» - для детей старшего дошкольного возраста (программа рассчитана на 2 года, охватывает детей в возрасте от 5 до 7 лет и предполагает организацию познавательно-игровой деятельности в виде встреч с домовенком Кузей 1 раз в месяц по 25-30 минут).
    Цель данного раздела программы – формирование экологической культуры, основ экологического мировоззрения.

Блоки программы могут применяться как автономно, так и последовательно.

В ходе реализации программы ожидается:

- Развитие познавательной активности к объектам окружающего мира и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

- Формирование основ экологической культуры (бережное отношение к объектам окружающего мира ), экологического образования (знание о значении живой и неживой природы в жизни человека).

- Формирование системы этнографических знаний (пословицы, поговорки, приметы, календарно-обрядовые праздники).

Педагогический анализ знаний, умений детей старшего дошкольного возраста в рамках программы проводится в форме мониторинга в конце второго года.

Критерии диагностики экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень:

Ребенок проявляет устойчивый интерес к объектам окружающей среды, любознательность при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; бережно относится к воде и ее источникам (самостоятельно аккуратно моет руки под краном, не разбрызгивая воду; регулирует напор воды в кране, хорошо закрывает кран; экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает и соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, о свойствах воды (не имеет вкуса, запаха, цвета, формы), о таких природных явлениях, как туман, иней, град, дождь.

Средний уровень:

 В большинстве случаев, ребенок проявляет устойчивый интерес к объектам окружающей среды, любознательность при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; но не всегда бережно относится к воде и ее источникам (аккуратно моет руки под краном, не разбрызгивая воду, иногда требуется помощь в регулировании напора воды в кране, хорошо закрывает кран; не всегда экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает, но не всегда соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, свойствах воды (не имеет вкуса, запаха ,цвета, формы), о таких природных явлениях ,как туман, иней, град, дождь, однако иногда затрудняется в определениях, например: «лед -твердая вода, а снег-это просто снег, пар их чайника – вода, облако-пар, а туча-это просто туча».

Низкий уровень:

Ребенок проявляет неустойчивый, слабый интерес к объектам окружающей среды, не проявляет любознательности при их исследовании; знает о значении воды в жизни человека, растений и животных; небрежно относится к воде и ее источникам (не аккуратно моет руки под краном, разбрызгивая воду, постоянно требуется помощь в регулировании напора воды в кране, плохо закрывает кран; не всегда экономно расходует воду во время изодеятельности, питья; знает, но не соблюдает правила поведения у воды и на воде во время отдыха с родителями); не сформированы представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, о свойствах воды (не имеет вкуса, запаха, цвета, формы), о таких природных явлениях, как туман, иней, град, дождь.

  • Низкий уровень: 1–6 баллов
  • Средний уровень: 7–12 баллов
  • Высокий уровень: 13–18 баллов

Диагностическая карта сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Фамилия и имя ребенка

 Бережное отношение к воде

 Знания по теме «Свойства воды»

Знания по теме «Состояния воды»

Знание русских пословиц, поговорок, примет по теме

Знание правил поведения
у воды и на воде

Знание о значении воды в жизни живой природы

Баллы

Уровень

 

 

 

 

 н

 к

 н

 к

 н

 к

 н

 к

 н

 к

 н

к

 н

к

н

 к

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Максимальное количество баллов - 3
  • Минимальное количество баллов - 1

Н - начало года

К - конец года

Календарно-тематическое планирование деятельности

№ п/п

Время проведения

Тема встречи

Вид деятельности

Средняя группа

1

Сентябрь

Рябина

Интересные факты, загадка, нетрадиционное рисование

Голубь

Интересные факты, оригами «Голубь мира»

Белка

Интересные факты, загадка, раскраска

Ненцы

Просмотр документального фильма

2

Октябрь

Осина

Художественное слово, интересные факты, аппликация из листьев

Воробей

Интересные факты, подвижная игра

Лиса

Загадка, интересные факты, лепка

Одежда коренных народов

Дид. игра «Оденем девочку – Елю, и мальчика – Нойко»

3

Ноябрь

Береза

 Художественное слово, интересные факты, ненецкая народная игра «Метание березового диска»

Сорока

Пальчиковая гимнастика, интересные факты

Волк

Интересные факты, художественное слово, лепка

Чум

Конструктивна деятельность

4

Декабрь

Сосна

Интересные факты, ненецкая народная игра-забава «Метание шишки»

Свиристель

Художественное слово, интересные факты, раскраска

Песец

Интересные факты, лепка

Нарты, тынзян

Интересные факты, ненецкие народные игры «Метание тынзяна», «Прыжки через нарты»

5

Январь

Сказки коренных народов

 «Птичка, ворон и лиса»

Варган и бубен

Знакомство с варганом и бубном, ненецкий танец «Охотники и чайки»

6

Февраль

Кедр

Интересные факты, наблюдение на участке

Снегирь

Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования

Медведь

Интересные факты, ненецкая народная игра «Медведь и ягодники»

Сказки коренных народов

«Трое сыновей»

7

Март

Верба

Интересные факты, наблюдение на участке

Синица

Интересные факты, раскраска

Олень

Интересные факты, ненецкая народная игра «Кусан юх»

Сказки коренных народов

«Храбрый Вай и море»

8

Апрель

Одуванчик

Загадка, интересные факты, обрывная аппликация

Ворона

Загадка, интересные факты, подготовка к празднику «Вороний день»

Песни коренных народов

Подготовка к празднику «Вороний день»

Праздники коренных народов

Праздник «Вороний день»

9

Май

Тысячелистник, подорожник, клевер, пижма

Интересные факты, наблюдение на участке

Лебедь

Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования

Насекомые: муравьи и пауки

Загадка, интересные факты, нетрадиционная техника рисования

Игрушки коренных народов

Мастер-класс «Ненецкая кукла»

Календарно-тематическое планирование деятельности

№ п/п

Время проведения

Тема встречи

Фольклорное содержание

Старшая группа

1

Сентябрь

Вода нужна всем

Использование сказочного персонажа, поговорки «Не зная броду, не суйся в воду»

2

Октябрь

Рукам своим не верю

Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Ручеек»

3

Ноябрь

Спичечные бега и цветы кувшинки

Использование сказочного персонажа, поговорки «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», р.н. игры «Долгая Арина»

4

Декабрь

Как выйти сухим из воды

Использование сказочного персонажа, поговорки «Кашу маслом не испортить»,
р.н. игры «Два мороза»

5

Январь

Друзья-враги

Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Родничок»

6

Февраль

Растения пьют воду

Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Солнышко-ведрышко»

7

Март

Животворное свойство воды

Использование сказочного персонажа, знакомство с р.н. календарно-обрядовым праздника «Вербное воскресение», р.н. игры «Мосток»

8

Апрель

Проращивание семян для огорода (фасоль, лук)

Использование сказочного персонажа,
знакомство с р.н. календарно-обрядовым праздником «Пасха», игры с яйцами

9

Май

Развлечение в бассейне «Русалочьи игры»

Использование сказочного персонажа, загадок, потешек, игр

 Подготовительная к школе группа

1

Сентябрь

 

Мини-пикник «Что нам осень принесла»

Использование сказочного персонажа, загадок, игр

2

Октябрь

 

Вода-жидкость

Использование сказочного персонажа, наговора, пестушки, р.н. игры «Ручеек»

3

Ноябрь

 

Вода прозрачная

Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Дедушка Водяной»

4

Декабрь

 

Вода бесцветная

Использование сказочного персонажа, р.н. игры «Два Мороза»

5

Январь

 

Снег - тоже вода

Использование сказочного персонажа, р.н.игры «Родничок»

6

Февраль

 

Шуба для земли

Использование сказочного персонажа, р.н. игр «Долгая Арина», «Слепой козел», поговорок «Снег земле, что теплая шуба», «Много снега - много хлеба»

7

Март

 

Ледяные чудеса

Использование сказочного персонажа, пословицы «Весенний ледок - что чужой порог, не надежен», р.н.песни «Как на тоненький ледок»

8

Апрель

 

Из чего сделано облако

Использование сказочного персонажа, р.н.песни «Ой ты, матушка Весна», загадки про облако, авторской сказки «Про речку Малышку»

9

Май

 

Развлечение «В гостях у Водяного»

Использование сказочного персонажа, р.н. игр, загадок, песен