Цели:
- Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи будущих первоклассников.
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь родителей к сотрудничеству.
Задача: Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудок, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Что даёт пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно: дома, во дворе, во время выездов на природу.
Для этого необходимо предлагать:
- Различные виды мозаик.
- Разнообразные конструкторы.
- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
- Цветные клубочки ниток для перематываний.
- Набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
- Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия.
- Палочки деревянные и пластмассовые для выкладывания узоров по образцу.
- Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на бумаге).
- Семена, мелкие орешки, крупа.
- Бусы, бисер, пуговицы.
- Пластилин.
- Разнообразный природный материал.
- Ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.
Наша речь на кончиках пальцев. Игры с массажным мячом.
Мячи бывают разные: большие и маленькие, твёрдые и мягкие. Играя с таким мячом, мы не только развиваем общую и мелкую моторику, эти игры помогают контролировать силу и точность своих движений. Развивается непроизвольное внимание. Работа с колючими мячиками положительно способствует развитию речевых навыков.
Мячи можно использовать по назначению — массаж, самомассаж, развитие мелкой моторики. Так же массажные мячи можно использовать, как сопутствующий атрибут в игре на совершенствование лексико-грамматических категорий. Прокатывание, перекидывание мяча в играх «Один — много», «Большой — маленький», «Назови ласково», «Мама и сын» и многие другие. При обучении грамоте - «Мячик ты ладошкой стук, повторяем дружно звук», «Разноцветные мячики» при составлении звуковой схемы слова. «Мяч лови, бросай, сколько звуков называй» и т.д.
Вывод: стоит уделять большое внимание разнообразным пальчиковым играм с разными предметами и в разных видах деятельности, тем самым формируя слуховое восприятие, развивая память и мышление, воображение и речь.