Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель:
- закреплять навыки нахождения орфограмм в словах и выбора алгоритма для их проверки;
- пополнять лексический запас учащихся для более эффективной проверки орфограмм;
- воспитывать внимательное отношение к звучащей речи.
Задачи:
- обобщить знания детей по детским произведениям;
- развивать эрудицию, память;
- воспитывать любовь к чтению.
Формируемые универсальные учебные действия:
- познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- коммуникативные: умение слушать и слышать других людей;
- регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче;
- личностные: положительная мотивация к изучению материала.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы и работы в парах,
- учебник Русского языка 4 класс,
- выставка книг,
- дневники читателя,
- плакат,
- проектор.
Ход урока
I. ОНЗ
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Здравствуйте, уважаемые гости.
Приветствие учеников.
- Хочу пожелать всем хорошего настроения,а ребятам продуктивного урока.
- Проверьте свои рабочие места и прясядьте за парты.
Сегодня у нас интегрированный урок: русский язык и литературное чтение.
Ученица читает загадку.
На полке в комнате моей
Всегда полным-полно друзей.
Они утешат, развлекут,
А надо - и совет дадут. (КНИГА)
Отгадайте загадку.
Мы повторим основные правила орфографии, а помогут нам герои и цитаты ваших любимых произведений.
II. Самоопределение к деятельности
«Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план» - говорила Алиса из сказки «Алиса в стране Чудес».
- Кто автор этой сказки? ЛЬЮИС КЕРРОЛЛ
(книга на выставке)
- Давайте составим план нашего урока.
Доска (карточки):
- Минутка чистописания.
- Орфографическая минутка.
- Работа по теме урока.
- Закрепление.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Расположите этапы урока в правильном порядке. (Ученик у доски)
И конечно же, Физкультминутки.
III. Минутка чистописания
Фрагмент мультфильма «Цветик-Семицветик».
- Ребята, кто автор данного произведения? ВАЛЕНТИН КАТАЕВ
(книга на выставке)
- Как звали героев фрагмента? (Витя и Женя)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Им. собств.)
- Вспомните правило.
- Как звучат полные имена героев?
(Доска)
Вв Жж
Витя Виктор Женя Евгения
Запишем в тетрадь.
Молодцы!
IV. Орфографическая минутка
Прочитайте цитату: (доска)
«Они застали Пеппи в саду. Она поливала из старой заржавленной лейки последние чахлые осенние цветы. Моросил дождик, и Томми заметил, что в такую погоду цветы не поливают. - Тебе легко говорить, - сердито возразила Пеппи, - а я, может быть, всю ночь не спала ни минуты и мечтала о том, как утром буду поливать клумбу. Неужели я допущу, чтобы моя мечта не осуществилась из-за какого-то паршивого дождика! Нет! Этому не бывать...»
- Кто автор произведения? АСТРИД ЛИНДГРЕН
(книга на выставке)
- Найдите слово с проверяемой безударной гласной.
Вспомним правило.
(Работа с меловой доской)
1 ученик
Поливала - лить, цветы - цвет, осенние - осень, холодный - холод, вечерний - вечер, летел - летчик, словарная - слово.
2 ученик
Выполните морфемный разбор слова ЛЕТЕЛ
- Молодцы!
V. Физкультминутка
Зрительный тренажер.
VI. Работа по теме урока
Прочитайте цитату, назовите автора произведения.
«- Я вот сейчас в него кочергу брошу, чтобы не обзывался!
- Зачем бросать, если почта есть? Сейчас мы её упакуем и коту передадим. Это
же бандероль получается. Вам кочергу прислали бандеролью. Хотели в Вас
запустить...
- Что-что-что-что?!? Да я за это в него утюгом запущу!
- Минуточку... Больше килограмма! Это посылка получается. Сейчас мы её доставим...
- ...А если Вы на него бочку катите, то это уже контейнерная перевозка получается. Этим Трансагентство занимается в сельской местности.»
ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ
(книга на выставке)
- Найдите слово с удвоенной согласной.
Вспомним правило.
Работа на меловой доске.
1 ученик
Килограмм, ванна,бассейн, аллея, аппетит, одиннадцать,пассажир, коллектив.
2 ученик
- Разделите слова на слоги для переноса.
VII. Пальчиковая гимнастика
VIII. Закрепление материала
- Прочитайте цитату. Из какого она произведения? Кто автор?
«— У нас пять золотых. Так? Пять на два не делится? Не делится, да? Попробуем разделить... на пять! Получается… один! Получай!
— Ты меня не путай!
— Базилио, ну когда я тебя путала?
— Ты меня не путай!
— Ну когда я тебя путала?
— У нас четыре золотых?
— Четыре.
— Ну четыре на пять не делится? Не делится! Вот я себе эту не делящуюся половину и возьму. Я ж всегда рада услужить другу...
— Обманула… Да? Запутала...
— Шутишь?
Ах ты, подлая!..»
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ «Золотой ключик или приключения Буратино».
(книга на выставке)
- Ребята, чего не хватало героя произведения? (Знаний)
- А где черпают знания? (В книге)
1. Работа по учебнику.
Уч. стр. 45 устно (устная работа: повторение основных правил орфографии и приведение примеров на каждое из них).
2. Работа в парах
(На листочках (карточках) написаны слова)
Под...езд. со...нце, в...селый, туч...ка, спеш...ть, яг...да, в...сна, звез...ный, медле...о, ч...родей.
- Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограмму.
- Составьте предложение с данными словами. Запишете предложение. Подчеркните грамматическую основу.
IX. Рефлексия
- Продолжите предложение, которое находится на столе.
- Сегодня на уроке я узнал(а)....
- После урока мне захотелось...
X. Подведение итогов
- Какие орфограммы мы отрабатывали на уроке?
- Перечислите названия произведений и их авторов, которые помогали нам закрепить правила.
- Ребята из «Творческого актива» сделали плакат, с основными правилами русского языка. (Прикрепить на доску)
- На выставке вновь появились наши любимые произведения, а также дневники читателей с прочитанными вами произведениями.
XI. Домашнее задание
- Читать настольную книгу. Повторять правила.
Спасибо за урок.