Урок развивающего контроля (РК)
Базовый уровень реализации ТДМ
Класс: 4 Цель:
Тип урока: развивающий контроль. Оборудование урока: учебник, самостоятельные и контрольные работы по курсу математики (на печатной основе), раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, умения самостоятельно оценивать свою работу по эталону самопроверки и критериям оценивания. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов. УУД на этапах урока:
Подготовительная работа: алгоритм самооценки, контрольная работа с самопроверкой по эталону. |
1-й урок. Проведение контрольной работы |
I. Мотивация к учебной деятельности 2-3 мин |
Цель:
|
- Здравствуйте, ребята! - А что мы изучали на предыдущих уроках? (умножение на трехзначное и двузначное число) - А что было самым сложным в изучении данной темы? - Ребята, а мне интересно, и вам, наверное, тоже, как вы усвоили эту тему? Как вы сами оцените эти знания? - Какая же тема нашего урока? «Умножение на двузначное и трехзначное число». |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затрудненийв контрольной работе |
Цель:
|
- Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили на уроках, чем же мы сегодня займемся? (будем обобщать знания, контролировать уровень их усвоения, также попробуем дать оценку своим знаниям) - Упражнение «Корзина идей» - вспомните понятия, правила, которые относятся к данной теме, запишите и положите в корзинку. - Какие затруднения по данной теме еще остались? Что необходимо знать? (таблица умножения, свойство умножения числа на 0, приемы устного умножения, алгоритм письменных вычислений) - Мне бы хотелось вам задать еще один вопрос: С какой целью вы сегодня контролируете свои знания? (для того, чтобы узнать как усвоили тему) - Каких результатов хотели бы добиться? - Желаю вам успехов, надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов! - После окончания выполнения работы, вам необходимо будет провести самопроверку по образцу, не исправляя ошибок, зафиксировать полученные результаты, провести самооценку по предложенному критерию (критерии на доске) слайд. |
2-й урок. Анализ контрольной работы (после проверки учителем) |
Тема «Анализ контрольной работы по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» Тип урока: урок развивающего контроля. Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный и индивидуальный подход. Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология разноуровневого дифференцированного обучения. Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод сравнения, метод анализа. Методы в рамках технологии разноуровневого дифференцированного обучения: метод самостоятельной работы, метод индивидуальной работы, метод распределения заданий в зоне ближайшего развития и др. Оборудование: мультимедийный проектор, экран. Наглядно-дидактический материал: презентация «Анализ контрольной работы по теме «Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число», карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями, раздаточный дифференцированный материал. Цель урока: формирование умений обучающихся контролировать собственную деятельность на основе анализа и выбора приоритетных действий. |
Для учащихся, не допустивших ошибки: подобрать задания. Для учащихся, допустивших ошибки: работа на этапах III–VI. |
III. Локализация затруднений 6-8 мин |
Цель: определение места и причины затруднений |
- Какой вид работы мы выполняли на прошлом уроке? (контрольная работа) - С какой целью мы пишем контрольную работу? - Посмотрите на свою работу. Как вами усвоен материал? Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
- Давайте вместе сформулируем тему урока. «Работа над ошибками». Ошибка умным не помеха, а только верный путь к успеху. - Не стыдно не знать, стыдно не учиться! слайд - По какой теме была проверка ваших знаний? - Ребята, давайте поставим цель? По какому плану будем работать? Слайд АЛГОРИТМ -Зачем нужно проработать все ошибки? Предлагает рассмотреть контрольную работу и оценить полученный результат деятельности. - Начнем анализ с оценок, которые вы получили за контрольную работу. Посмотрите на диаграмму. Что вы можете сказать о результатах? - Ребята, для того чтобы улучшить эти показатели, мы сегодня устраним ваши затруднения. Для этого будем работать по группам, те ребята, которые получили «5», будут работать по индивидуальному плану. У вас лежат на столе карточки с заданиями. Вы выполняете задания не сразу все, а поэтапно. Можете сейчас приступать к выполнению задания №1. Остальные ребята записывают в контрольных тетрадях «Работа над ошибками». - Давайте проанализируем ваши ошибки. - Теперь рассмотрите свои ошибки, выясните причину, по которой допущена ошибка (либо это была ваша невнимательность, либо незнание материала). (раздать эталон) - Проверяем первое задание. - Какой эталон вы применяли для выполнения задания? (учебник с. 48-49) - У кого возникли затруднения в задании №1? - В каком месте вы допустили ошибку? - Почему у вас в этом задании возникло затруднение? Что надо знать? - Как исправить ошибку? Слайд АЛГОРИТМ (аналогично комментируется задание №2, 3, 4) учебник с. 29-31, с.119. - У кого все верно? Что это означает? (нет затруднений) Проверка выполнения заданий у «сильных» с последующей выдачей задания №2. ФИЗМИНУТКА |
IV. Коррекция выявленных затруднений 10-12 мин |
Цель: построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению |
Работать удобнее по следующему плану:
|
V. Обобщение затруднения во внешней речи 3-4 мин |
Цель:
|
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: - обсуждение типовых ошибок; - проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7-10 мин |
Цель:
|
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
ФИЗМИНУТКА Работа по карточкам с дифференцированными заданиями. (Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону у консультанта, учителя. Фиксация результатов самостоятельной работы консультантами, учителем.) |
VII. Включение в систему знаний и повторение 5-7 мин |
Цель:
|
При положительном результате предыдущего этапа: Учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Также решаются задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате предыдущего этапа: Учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 3-5 мин |
Цель:
|
Для реализации этой цели учащиеся: - проговаривают механизм деятельности по контролю; - анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; - оценивают полученные результаты собственной деятельности; - при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества); - намечают цели последующей деятельности. Давайте подведём итоги нашей работы. - Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? - Как вы считаете, мы реализовали эту цель? - А теперь давайте с вами оценим ваши достижения. В преддверии весны украсим дерево. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет:
Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. - Кто из вас достиг цели без труда? - Кто цель достиг, но испытывал затруднения? - Кто не достиг поставленной цели? "Три М"Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Выставление отметок. Домашнее задание будет на выбор:
|