Урок развивающего контроля по теме "Контрольная работа «Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок развивающего контроля (РК)
Базовый уровень реализации ТДМ

Класс: 4

Цель:

  • самоконтроль и контроль усвоения ЗУНов;
  • формирование умения осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной деятельности.

Тип урока: развивающий контроль.

Оборудование урока: учебник, самостоятельные и контрольные работы по курсу математики (на печатной основе), раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, умения самостоятельно оценивать свою работу по эталону самопроверки и критериям оценивания.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

УУД на этапах урока:

  • Регулятивные: в процессе работы ученик учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
  • Познавательные: умения самостоятельно применять на практике полученные знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Коммуникативные: умения высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, рефлексия своей деятельности.
  • Личностные: самооценка - результат личностного действия и самоопределения, формирование рефлексивного отношения ученика к учению и личностного смысла учения, личностная саморегуляция.

Подготовительная работа: алгоритм самооценки, контрольная работа с самопроверкой по эталону.

1-й урок. Проведение контрольной работы

I. Мотивация к учебной деятельности 2-3 мин

Цель:

  • формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке;
  • обозначение области содержания на уроке (тематические рамки).

- Здравствуйте, ребята!

- А что мы изучали на предыдущих уроках? (умножение на трехзначное и двузначное число)

- А что было самым сложным в изучении данной темы?

- Ребята, а мне интересно, и вам, наверное, тоже, как вы усвоили эту тему? Как вы сами оцените эти знания?

- Какая же тема нашего урока? «Умножение на двузначное и трехзначное число».

Приложение 1

Приложение 2

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затрудненийв контрольной работе

Цель:

  • подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности;
  • повторение необходимых ЗУН;
  • проведение контрольной работы.

- Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили на уроках, чем же мы сегодня займемся? (будем обобщать знания, контролировать уровень их усвоения, также попробуем дать оценку своим знаниям)

- Упражнение «Корзина идей» - вспомните понятия, правила, которые относятся к данной теме, запишите и положите в корзинку.

- Какие затруднения по данной теме еще остались? Что необходимо знать? (таблица умножения, свойство умножения числа на 0, приемы устного умножения, алгоритм письменных вычислений)

- Мне бы хотелось вам задать еще один вопрос: С какой целью вы сегодня контролируете свои знания? (для того, чтобы узнать как усвоили тему)

- Каких результатов хотели бы добиться?

- Желаю вам успехов, надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов!

- После окончания выполнения работы, вам необходимо будет провести самопроверку по образцу, не исправляя ошибок, зафиксировать полученные результаты, провести самооценку по предложенному критерию (критерии на доске) слайд.

2-й урок. Анализ контрольной работы (после проверки учителем)

Тема «Анализ контрольной работы по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Тип урока: урок  развивающего контроля.

Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный и индивидуальный подход.

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология разноуровневого дифференцированного обучения.

Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод сравнения, метод анализа.

Методы в рамках технологии разноуровневого дифференцированного обучения: метод самостоятельной работы, метод индивидуальной работы, метод распределения заданий в зоне ближайшего развития и др.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-дидактический материал: презентация «Анализ контрольной работы по теме «Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число», карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями, раздаточный дифференцированный материал.

Цель урока: формирование умений обучающихся контролировать собственную деятельность на основе анализа и выбора приоритетных действий.

Для учащихся, не допустивших ошибки: подобрать задания.

Для учащихся, допустивших ошибки: работа на этапах III–VI.

III. Локализация затруднений 6-8 мин

Цель: определение места и причины затруднений

- Какой вид работы мы выполняли на прошлом уроке? (контрольная работа)

- С какой целью мы пишем контрольную работу?

- Посмотрите на свою работу. Как вами усвоен материал?

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

  1. Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
  2. Что я сделал сначала, что потом?
  3. В чем возникло затруднение?
  4. На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
  5. Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
  6. Какая работа предстоит дальше?
  7. Какую работу мы будем выполнять на этом уроке? (Выясним, есть ли затруднения, и если есть, то выясним причину их появления, поработаем с заданиями, которые вызывают у нас затруднения) слайд

- Давайте вместе сформулируем тему урока. «Работа над ошибками».

Ошибка умным не помеха, а только верный путь к успеху.

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться! слайд

- По какой теме была проверка ваших знаний?

- Ребята, давайте поставим цель?

По какому плану будем работать? Слайд АЛГОРИТМ

-Зачем нужно проработать все ошибки?

Предлагает рассмотреть контрольную работу и оценить полученный результат деятельности.

- Начнем анализ с оценок, которые вы получили за контрольную работу.

Посмотрите на диаграмму. Что вы можете сказать о результатах?

- Ребята, для того чтобы улучшить эти показатели, мы сегодня устраним ваши затруднения.

Для этого будем работать по группам, те ребята, которые получили «5», будут работать по индивидуальному плану. У вас лежат на столе карточки с заданиями. Вы выполняете задания не сразу все, а поэтапно. Можете сейчас приступать к выполнению задания №1.

Остальные ребята записывают в контрольных тетрадях «Работа над ошибками».

- Давайте проанализируем ваши ошибки.

- Теперь рассмотрите свои ошибки, выясните причину, по которой допущена ошибка (либо это была ваша невнимательность, либо незнание материала). (раздать эталон)

- Проверяем первое задание.

- Какой эталон вы применяли для выполнения задания? (учебник с. 48-49)

- У кого возникли затруднения в задании №1?

- В каком месте вы допустили ошибку?

- Почему у вас в этом задании возникло затруднение? Что надо знать?

- Как исправить ошибку? Слайд АЛГОРИТМ (аналогично комментируется задание №2, 3, 4) учебник с. 29-31, с.119.

- У кого все верно? Что это означает? (нет затруднений)

Проверка выполнения заданий у «сильных» с последующей выдачей задания №2.

ФИЗМИНУТКА

IV. Коррекция выявленных затруднений 10-12 мин

Цель: построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению

Работать удобнее по следующему плану:

  1. Ставим цель - устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.
  2. Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
  3. Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.
  4. Приступаем к самостоятельной работе по исправлению своих ошибок.
  5. Проверка выполнения заданий у «сильных» с последующей выдачей задания №3.
  6. Работа по памяткам с группой учеников, которые не справились с контрольной работой.
  7. Контроль выполненной работы класса.

V. Обобщение затруднения во внешней речи 3-4 мин

Цель:

  • вербальное фиксирование типовых затруднений;
  • объяснение механизмов использования алгоритма;

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

- обсуждение типовых ошибок;

- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7-10 мин

Цель:

  • самоконтроль усвоения знаний;
  • фиксация знаний в сознании ученика (формирование ситуации успеха);

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

  • выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
  • провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты;
  • зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

ФИЗМИНУТКА

Работа по карточкам с дифференцированными заданиями. (Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону у консультанта, учителя. Фиксация результатов самостоятельной работы консультантами, учителем.)

VII. Включение в систему знаний и повторение  5-7 мин

Цель:

  • включение уточненного знания в систему;
  • установка связей уточненного знания с имеющимися;
  • расширение границ использования знаний.

При положительном результате предыдущего этапа:

Учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Также решаются задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

Учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке  3-5 мин

Цель:

  • самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;
  • осознание метода преодоления затруднений и механизма контрольно-коррекционной деятельности;

Для реализации этой цели учащиеся:

- проговаривают механизм деятельности по контролю;

- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

- оценивают полученные результаты собственной деятельности;

- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

- намечают цели последующей деятельности.

Давайте подведём итоги нашей работы.

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

- Как вы считаете, мы реализовали эту цель?

- А теперь давайте с вами оценим ваши достижения. В преддверии весны украсим дерево.

Дерево успеха.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый — все сделал правильно,
  • желтый — встретились трудности,
  • красный — много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

- Кто из вас достиг цели без труда?

- Кто цель достиг, но испытывал затруднения? 

- Кто не достиг поставленной цели?

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Выставление отметок.

Домашнее задание будет на выбор:

  • по учебнику;
  • карточка на отработку заданий, в которых были допущены ошибки;
  • проговаривают механизм деятельности по контролю.