Качество образования, как известно, определяет состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества.
Изменения в заказе общества на образование его граждан в настоящее время связывается с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества. Сегодня, в ХХI, очень важно, чтобы выпускник школы мог применять полученные знания на практике, мог решать многообразные проблемы, мог действовать продуктивно. Постановка данных задач находится в рамках компетентностного подхода. Суть которого состоит в приоритете надпредметных, личностно значимых знаний над предметными знаниями. Выпускник школы, получив аттестат, должен осознанно переносить свои умения на различные объекты воздействия, его знания должны позволять ему действовать даже в нестандартной обстановке.
Для того, чтобы лучше понять, что такое компетентный подход, нужно дать определение компетентности. Компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Можно выделить следующие ключевые компетентности:
- общекультурная,
- информационная,
- коммуникативная,
- организационная,
- ценностно-смысловая,
- исследовательская.
Анализ литературы позволил понимать под исследовательской компетентностью совокупность универсальных учебных действий, позволяющих ученику быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру. Учащийся должен уметь выделить проблему, построить предположение по ее разрешению, должен уметь ставить задачу, выявлять в ней условия, уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, уметь удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов и т.п.
В качестве типичных элементов исследовательской компетентности учащихся можно выделить способности человека осуществлять:
- целевыполнение, т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;
- рефлексию, анализ результатов деятельности, т.е. соотненсение достигнутых результатьв с поставленной целью.
Теоретический анализ и отбор материалов литературных источников позволил разработать тематику исследовательских проектов по русскому языку для учащихся одиннадцатого класса, сформулировать методические рекомендации для учителей.
Для учащихся предлагаются такие темы для исследования, как:
- «Лексическая семантика глаголов движения»;
- «Индивидуальные особенности пунктуации писателя (поэта)»;
- «Особенности языка рекламы»;
- «Семантика временных отношений в русском и иностранном (изучаемом) языке»;
- «Современный сленг и его влияние на культуру речи» и др.
Поскольку в своей работе я придерживаюсь задачного типа к учебной деятельности, то основным компонентом формирования исследовательской компетенции выступают задачи. Формирование исследовательской компетенции представляет собой обучение школьника на основе решения им иерархиески организованных исследовательских задач, разработанных И.А.Зимней и Е.А.Шашенковой. Эта иерархия задач соотносится не только с объектом обучения, но и с процессом вхождения школьника в учебную деятельность, науку и практику. Основной итог этого воздействия заключается в том, чтобы подготовить учащихся к жизнедеятельности в современной среде. Исследовательское видение способствует, с одной стороны, ориентировке сначала в учебных условиях. А, с другой стороны, взрослеющий человек, входя в мир различных социальных отношений, внутренне готов отвечать требованиям, предъявляемым к нему как личности во взаимодействии и общении с другими людьми, и к осуществлению своей профессиональной деятельности, быть конкурентноспособным на рынке труда, который сегодня ориентирован на развитие таких качеств специалиста, как способность к непрерывному самообразованию, постоянному профессиональному росту, умение принимать ответственные решения, планировать, творчески относиться к деятельности, организовывать рутинную и творческую деятельность, проводить анализ, экспертизу, генерировать и передавать информацию, пользоваться соответствующими методами исследования, самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи.
Библиография
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя И.А., Дзугкуева М.Г., Шашенкова Е.А. и др. Задача – единица обучения учебной деятельности и общения (задачный подход в образовании): Монография / Под общ. ред. И.А.Зимней, редактор-составитель С.А.Чопчиян. – М. - Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007.
- Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения. – М.: АПКиППРО, 2008.