Почему русские ученики не говорят на английском языке?

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог

Класс: 11


Английский язык - самый лёгкий иностранный язык для изучения! Чёткая система грамматических времён и употребление артиклей, богатая синонимия и словообразование, широкий спектр художественных приёмов, идиомы! На этом языке говорит весь мир и именно английский язык был взят за основу, когда пытались создать искусственный язык эсперанто! Благодаря чёткой организованности, язык стал основным в бизнесе, спорте, культуре: многие лексические единицы английского легко узнаваемы как в официальной, так и разговорной речи. Мы употребляем англицизмы в родном языке и не замечаем этого. Эта разговорная лексика настолько срослась с нашим языком, что удивлению нет предела, когда открываешь ученикам происхождение того или иного слова. Язык прессы в основном легко и просто понимается на слух людьми с разным уровнем образования, а ведь лексическая составляющая английского языка здесь представлена больше, чем терминологией из родного русского.

В глобальном мире знание английского языка обязательно. Получить более престижную работу, высокий заработок, уважение и доверие вышестоящих, возможность передвигаться по миру с разный целями-основной стимул изучения английского языка.  Мир говорит по-английски. Жители стран третьего мира видят в знании языка единственную возможность вырваться из нищеты. Языковые курсы-один из самых доходных бизнесов сегодня. Язык изучают по песням, фильмам, мультикам Диснея, многочисленным комиксам. Сейчас, чтобы заработать знанием языка, необязательно ехать в англоязычную страну. Наличие быстрой и эффективной компьютерной коммуникации решает проблему преодоления больших расстояний. Многодетная, не очень грамотная, мама из Индии, например, может работать на рекламную компанию, не выходя из дома. Работа фрилансера становится более и более распространённой.

В нашей школе 3 часа бесплатного преподавания языка в неделю, но эффективность знания языка очень низкая. Можно приводить много аргументов обвиняющих учителей в неумении работать и объективных обстоятельствах, но самый главный, на мой взгляд, цель изучения языка в школе-порочна. Кто разрабатывает программы для школ? Лингвисты с прекрасными знаниями во всех областях языкознания, и они стараются подтянуть уровень знания школьников к научно-прикладному уровню своих знаний. В Университетах языковеды изучают стилистику, теорию грамматики и т.д. на самом высоком уровне, зачем это тащить в среднюю школу? Родственница из США, бегло говорящая на хорошем английском, была очень удивлена, что постоянно употребляет Present Perfect, она просто не знала, что это так называется. Ребята из шахматного клуба Швеции, приезжающие в гости, не знают, что в английском столько грамматических времен, но лихо употребляют основные явления языка в речи. Ученица провела год в США, выпустилась с хорошими рекомендациями знания языка, но поступить в престижный ВУЗ не смогла – нет знаний по теоретическому языкознанию, ну не изучали в старших классах американской школы теорию на уровне университета.

Наши разработчики государственных экзаменов всё больше и больше усложняют требования к знаниям школьников. Им нужны знающие студенты. С этим хорошо справляются школы с углубленным изучением языка, репетиторы… но средняя школа - не говорит на языке, сдающих экзамен становится всё меньше и меньше. Родители, дети, да и учителя с тревогой ждут введения ОГЭ и ЕГЭ для всех обучающихся. Опять изучение языка превратится в формальное натаскивание на отдельные задания экзамена, вместо живого общения, бесконечные тренинги на уроках и вне урока. За годы пресловутого ЕГЭ-шного периода научились системе шаблонной подготовке к экзамену, кто-то усваивает лучше, кто-то хуже, но говорят единицы. Пресловутая устная часть экзамена настолько заучивается, что на проверке слышишь одни и те же фразы. Изменили один вопрос 2 задания и многие с этим не справились. В угоду желаниям языковых Вузов, изучение языка превращается в подготовку студентов для них, а не средством общения. Изучение языка в первую очередь должно быть обусловлено желанием говорить на нём, а не страхом не сдать экзамен.

Практически каждый учитель владеет хорошим уровнем языка и в разговорной речи, и в теории, их этому учили . Но зачем такой уровень нужен в школе?  Фраза “London is the capital of England” стала притчей во языцех. Наши дети – не говорят на языке! Значит надо менять сам подход к изучению языка. И должно быть больше доверия к учителям, их знаниям, работе. Учителя боятся проверок. И не потому, что не знают предмет или теорию преподавания, таких уже много лет не встречала при аттестации, из-за изначального недоверия к ним, строгих рамок стандартов. Нужно дать всё, что профессора втиснули в школьную программу, но больше не значит лучше. Повторюсь, методической работой руководят высоко знающие профессора ВУЗов, которые очень далеки от реалий сегодняшнего дня и мыслят критериями высоконаучного подхода. Да, такой подход очень нужен для будущих языковедов, студентов их ВУЗов, избранных учеников языковых школ и выпускников иностранных школ, но это никак не отражает ситуацию в школе сегодняшнего дня.

Дети не говорят на языке, их забросали системой сложных времён, фразовыми глаголами, словообразованием, и т.д. Ученики открыто говорят, что язык - это сложно, выучить его нереально в рамках школы, по окончанию 9 класса должна быть пройдена вся базовая грамматика. Такой подход просто блокирует желание изучать английский язык. Задания ЕГЭ, олимпиады на муниципальном уровне не соответствуют по уровню сложности школьным требованиям. Казалось появилось много факторов для мотивации речи. Школьные учебники содержат много разного и интересного материала для обсуждения и пополнение знаний не только по языку, но и общего развития, побуждают творчески работать вместе с учениками, но на горизонте маячит ЕГЭ и, значит будем отрабатывать задания к экзамену, который нравится только его создателям, это их детище.