Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И не случайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит: «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский, - Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.»
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы, вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес к чтению?
Существуют разные причины такого спада: современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели – чтение книг заменяется многочасовым сидение перед телевизором, компьютером; возросло количество неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием и развитием ребенка; резко сократилось чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение разнообразными книгами; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся; сокращение количества часов литературного чтения в начальной школе.
Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования читательской компетентности, т.е. приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, формировать позитивное отношение к чтению.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно выделить некоторые особенности формирования читательской компетентности младших школьников.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения понимают:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызывать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка – читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Можно выделить следующие этапы формирования читательских интересов:
- 6–7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
- 8–9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8–9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
- 9–10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.
В связи с вышесказанным можно выделить этапы формирования читательской компетентности младших школьников.
- 1 этап – подготовительный – 1 класс
- 2 этап – начальный – 2 класс
- 3 этап – основной – 3 класс
- 4 этап – заключительный – 4 класс
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
- «игра в прятки»;
- «мнимое слово»;
- чтение за «диктором»;
- синхронное чтение «буксиром»;
- «подскажи словечко».
На уроках чтения важную роль играет беседа. Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора. С целью интенсификации бесед-дискуссий с учетом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приемы инсценирования и устного словесного рисования.
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Особое внимание уделялось развитию оперативной памяти. Это было связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шел гораздо быстрее.
Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приема жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5*4*5=100 минут.
На данном этапе можно необходимо использовать упражнения:
- Способствующие синтезу восприятия и понимания («Вкусные слова»)
- Развивающие логическое мышление («Перестановка букв»)
- Развивающие навык осознанного чтения («Назови одним словом»; «Найди слово в слове»)
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Приёмы, применяемые на данном этапе обучения:
- «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ – тонкие, а толстые – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
- Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.
- Чтение с пометами. Во время чтения текста необходимо делать карандашом на полях пометки: это я знаю; это новое для меня; я думаю иначе; это меня очень заинтересовало.
- Приём Синквейн. Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
Новыми формами работы стали:
- дискуссии;
- диспуты;
- литературные праздники;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы сочинений на заданную тему.
- инсценирование
- устное словесное рисование
Приемы работы, требующие творчества:
- «Пятиминутное эссе». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
- «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Список литературы
- Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26
- Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. – № 8 – с.52.
- Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
- Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia, 2002/
- Маланов С.В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
- Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
- Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.
- Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008, с.66-68.
- Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
- Интернет-ресурсы: www.urok.1sept.ru