Цели урока развития речи:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать умения составлять текст-описание.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Обогащать, развивать речь учащихся.
Цель урока технологии: обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме; стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща; воспитывать товарищеские отношения между детьми.
Задачи:
- развивать творческие способности;
- воспитывать эстетический вкус.
Форма работы: интегрированное занятие творческого применения знаний.
Тип урока: закрепление материала.
Оборудование: ИКТ (презентация), ножницы, цветная бумага, клей ПВА, пластилин.
Список ключевых слов: зима, характер, образ, портрет, творчество.
Ход урока
1. Организационная часть
2. Постановка учебной цели
Сегодня на уроке вы будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образ Волшебницы Зимы.
3. Активная беседа
- Как вы думаете, может ли зима быть разной по-своему характеру?
- Какой она может быть?
- Опишите характер студеной и суровой зимы (ветреной, ледяной, снежной) морозной и солнечной зимы.
- Послушайте произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года. Декабрь.» И определите характер зимы в этом произведении.
Слайд 2
- Как вы думаете, образ какой зимы передал в музыке П.И.Чайковский?
- А теперь я предлагаю вашему вниманию музыкальное произведение др. известного композитора Антонио Вивальди с тем же названием «Времена года».
Слайд 4
- Какую по характеру зиму вы услышали?
Художники в своих картинах изображают зиму тоже по разному!
Слайд 6, 7. Саврасов, Шишкин
- У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.
- Как по-разному называют поэты и писатели зиму? (Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима).
- Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?
Саша и Миша прочитают стихотворение П. Вяземского. Послушайте , какими словами поэт называет зиму!
Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Усыпленные сердца! |
Здравствуй, русская молодка, |
- Какие же слова нашел поэт для Зимы? |
|
- Ребята, поэт сумел только в одном стихотворении использовать такое количество эпитетов (сравнительных оборотов), которые нарисовали в нашем воображении портрет зимы, с её чисто русским характером – она и ''русская молодка'', и ''раскрасавица-душа'', и ''белоснежная лебедка'', ''молодецкая зима'', и ''матушка-зима''.
- Кто может объяснить, что такое портрет?
Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.
- Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Обратите внимание на то, какая деталь одежды выглядит самой нарядной?
Слайд 8 «Портреты»
- Вы, наверное, заметили, что художники написали портреты женщин в русском наряде.
- Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная?
- Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.
4. Практическая часть
- Вам предстоит создать образ Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете самостоятельно. Но каждый из вас в может проявить индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках художественного труда. Вы станете дизайнерами.
- Кто знает, что означает слово дизайн?
Дизайн – это художественное проектирование новых предметов, которые красивы и полезны.
- Посмотрите, какие образы Зима создали другие ребята!
Слайд 9 «Детские работы»
- Какой персонаж предстает перед нами в образе Зимы? (Снегурочка)
- У каждого из вас на столе есть силуэт женской фигуры. На основе этого силуэта вы попробуете создать свой образ Зимы.
Вы можете выполнить свою работу в любой технике! (пластилинография, аппликация, мозаика из бумаги или пластилина, использовать вату и другие материалы) А можете использовать сразу несколько приемов.
Слайд 10
Чтобы правильно выполнить тематическую композицию, необходимо соблюдать правила работы:
|
Слайд 11
Физминутка
5. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.
6. Итог. Завершение
На этом уроке вы сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение.
Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких.
Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней елки. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме.
И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками!