Класс: 11.
Технология: Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии.
Обоснование выбора вида урока
В условиях современного образования повышаются требования к качеству подготовки учащихся , увеличивается объём знаний. В таких условиях ученик сталкивается с необъемлемым потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть разных источниках. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и обществознания особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем или опорных конспектов, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что сильно повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. А использование компьютера в преподавании особенно перспективно. Это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащихся, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в мышление продуктивное. Всё это способствует более качественному усвоению материала учащимися по изучаемым темам.
Тип урока: освоение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.
Цели урока:
1) Образовательная:
- ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;
- на основе изучения УПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;
- выработать понимание отличий уголовного процесса от гражданского процесса (уголовный процесс охватывает и досудебное производство – возбуждение уголовного дела и предварительное расследование)
2) Развивающая:
- развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;
- развивать логическое мышление, обобщать конкретизировать;
- формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
- формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.
3) Воспитательная:
- вызвать интерес учеников через рассказ учителя об УПК РФ, а также об основных его функциях;
- создание положительной мотивации обучения;
- повышение информационной компетентности учащихся;
- формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.
Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, репродуктивный, фронтальный опрос.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, задания для практической работы.
Основные понятия: уголовный процесс, уголовное производство (уголовное преследование); принципы уголовного судопроизводства; субъекты уголовного процесса; меры процессуального принуждения и меры пресечения; досудебное производство (возбуждение уголовного дела); предварительное расследование (следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, выемка, обыск); судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие); суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация.
- Мотивация.
- Работа с теоретической информацией.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие, объявление темы урока.
2. Актуализация
На прошлом уроке мы изучали особенности гражданского и арбитражного процесса в РФ. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. У вас одна минута для повторения. Вы получили листы с вопросами в форме ЕГЭ. Ваша задача – в течение 3 минут ответить на эти вопросы. Затем мы вместе проверим эту работу.
Вопросы:
1. Вставьте пропущенное понятие:
Правила арбитражного процесса собраны в ________ ________ кодексе Российской Федерации.
Ответ: АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Предмет иска, исковое заявление, основания иска, сведения об истце, сведения об ответчике.
Ответ: ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.
3. Найдите в приведённом ниже перечне участников гражданского процесса и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) подсудимый
2) истец
3) ответчик
4) эксперт
5) прокурор
6) второе лицо
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Мотивация
Знакомясь с уголовным правом, вы узнали, какие действия Уголовный кодекс (УК РФ) объявляет преступлением и какие наказания за них устанавливают. А сегодня мы познакомимся с реализацией положения УК, с правилами изобличения преступников, преданием их суду и назначением наказания. Также вы узнаете об отличиях уголовного процесса от гражданского судебного разбирательства.
4. Работа с теоретической информацией
1) Самостоятельная работа с материалом параграфа – составление опорного конспекта-плана темы (задание в формате ЕГЭ).
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (работа выполняется в тетрадях);
- проверка составленного плана (фронтальный опрос с комментариями учителя).
Пример плана:
- Понятие уголовного процесса.
- Основные принципы уголовного процесса:
А) принцип законности;
Б) правосудие осуществляется только судом;
В) принцип уважения чести и достоинства личности;
Г) принцип неприкосновенности личности;
Д) принцип неприкосновенности жилища;
Е) принцип презумпции невиновности;
Ж) принцип состязательности сторон;
З) принцип независимости судей;
И) принцип права на защиту;
К) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц;
Л) принцип государственного языка.
- Участники (субъекты) уголовного процесса:
А) прокурор;
Б) следователь;
В) дознаватель;
Г) потерпевший;
Д) подозреваемый;
Е) обвиняемый;
Ж) подсудимый;
З) адвокат защиты и адвокат обвинения;
И) свидетели;
К) эксперты, специалисты, переводчики, понятые.
- Меры процессуального принуждения:
А) задержание;
Б) подписка о невыезде;
В) личное поручительство;
Г) залог;
Д) домашний арест;
Е) заключение под стражу.
- Досудебное производство:
А) предварительное расследование;
Б) следственные действия.
- Прохождение дела в суде:
А) судебное разбирательство;
Б) судебное следствие;
В) объявление вердикта и приговора.
- Порядок обжалования и апелляции.
- Функции УПК РФ.
2) На примерах (фрагменты из фильма «Место встречи изменить нельзя») мы определим:
- следственные действия;
- участников следственных действий;
- определим, есть ли процессуальные нарушения в действиях персонажей фильма (должна быть приведена соответствующая аргументация с опорой на материал параграфа).
5. Практическая работа
Используя раздаточный материал, выполните тестовые задания (в формате ЕГЭ).
Задания по теме "Процессуальное право: уголовный процесс". - § 26
Часть 1.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Часть 2.
2. Запишите термин, пропущенный в таблице:
Досудебное производство.
Наименование этапа | Особенности исполнения |
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА |
Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ |
Допрос, очная ставка, опознание |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.
1) прокурор;
2) адвокат;
3) подозреваемый;
4) обвиняемый;
5) свидетель;
6) субъекты уголовного процесса;
7) дознаватель;
8) следователь;
9) свидетель.
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «уголовно-процессуальное право».
1) меры процессуального производства;
2) участники субъекты уголовного процесса;
3) основные принципы уголовного судопроизводства;
4) взыскание;
5) меры процессуального принуждения;
6) процедура банкротства.
5. Установите соответствие между стадиями судебного производства и их содержанием.
Содержание стадии | Стадии судебного производства |
|||||||
А. Судебное следствие. |
1. Досудебное производство. |
|||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. (Б) Все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК. (В) При привлечении лица к УО применяется закон, который действовал во время совершения деяния. (Г) Предполагается. Что меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним: (за преступления небольшой или средней тяжести) такие как: предупреждение. Передача под надзор родителей или специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению. (Д) Ряд законодателей высказывают мнение о том, что необходимо снизить возраст наступления уголовной ответственности в связи их с соучастием подростков в ряде преступлений против личности и имущества. (Е) Соучастие – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении и умышленного преступления.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) теоретических положений.
А | Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только _________(А). Никто не может быть признан виновным в совершении ________(Б) и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд. Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять _____(В), а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. _____(Г) считается невиновным. Пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне ____(Д). Обвинительный _____(Е) не может быть основан на предположениях.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) преступление;
2) потерпевший;
3) обвинение;
4) суд;
5) защита;
6) обвиняемый;
7) приговор.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
4 |
1 |
2 |
6 |
3 |
7 |
6. Домашнее задание
§ 26, читать, отвечать на вопросы для самопроверки, задания 1–4 письменно.
7. Подведение итогов урока
А) Выставление оценок за практическую работу.
Б) Итоги урока (рефлексия):
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я знаю…
- Я научился…
- Урок дал мне для жизни…