Развитие познавательной активности младших школьников на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


«Если хочешь воспитать в ребенке смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
вселить в него радость сотворчества,
то создавай такие условия ,чтобы искорки его мыслей образовывали царство мыслей,
дай дай возможность ему почувствовать себя в нем властелином!»

Ш.А.Амонашвили

В рамках ФГОС одним из ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к к развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения - это сложный процесс формирования новой речевой системы, которая начинает взаимодействовать с выработанной системой родного языка.

Проблема познавательного интереса является одной из сложных, требующих для своего решения комплексных усилий специалистов разных наук.

Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своих учеников лежит на учителе. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

  • обращать внимание на каждого ребенка;
  • уметь, подмечать малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
  • создать  все условия для того, чтобы  пробудить подлинный интерес к науке, к знаниям.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Не имеет единственно верного определения, его дифференцируют как: избирательную направленность внимания человека; проявление его умственной и эмоциональной активности; активатор разнообразных чувств; особый сплав эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека; активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру; структура, состоящая из потребностей. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка:

  • Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
  • Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. В детском саду дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники  должны “научиться учиться”, т.е. запоминать учебный материал, решать задачи. Ведущая деятельность-учебная.

Преподавание английского языка в начальной школе ‒ увлекательный процесс, одинаково интересный как для учащихся, так и для учителя. Способность преподавателя организовать общение с учащимися на уроке определяет педагогический процесс обучения иностранному языку, направленный на раскрытие личностных особенностей обучаемых.

Учителю необходимо планировать и проводить занятия по английскому языку в начальной школе, исходя из психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Ведущей в этом возрасте является учебная деятельность, хотя по-прежнему много времени уделяется игре. На протяжении этого периода происходят существенные изменения в развитии внимания, памяти, мышления школьников. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Примерно в два раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. В ходе усвоения новых знаний происходит развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. В младшем школьном возрасте у учащихся завершается развитие самосознания. Ребенок учится анализировать свои поступки, давать оценку своим действиям.

Формирование личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, как взрослые его оценивают. В этот  период растет дети стремятся к достижениям, поэтому основным мотивом деятельности ребенка является мотив достижения успеха. Основная задача учителя в работе с учащимися начальной школы ‒ создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.(могут возникнуть и трудности, т.к. большое значение начинают иметь сверстники и их суждения).

По мнению психологов, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, основные достижения этого возраста становятся во многом определяющими для последующих лет учебной жизни.

При обучении иностранному языку учащиеся сталкиваются с дополнительной трудностью: снижение мотивации и познавательной активности может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на неродном, иностранном языке. Даже сильные по другим предметам ученики испытывают сложности в процессе вовлечения в иноязычную средуи  учитель и выбранные им методы играют большую роль в это время.

Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Различают несколько уровней активности:

Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

Средний уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В арсенале учителя иностранного языка имеется множество методов и приемов, направленных на повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса учащихся начальной школы.

1. Анкетирование, наблюдение.

Чтобы правильно вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы рекомендуется проводить  анкетирование детей. предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Психологи предлагают  использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересны учащимся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами.

Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

2. Самостоятельная работа.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.  Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата. На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие.

Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

3. Исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность стали  неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к “тайнам” и открытиям.

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

  • умений ориентироваться в информационном пространстве
  • размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы
  • учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная методика особенно популярна на уроках в начальной школе. Помимо выполнения проекта в домашних условиях и защиты его в классе весьма эффективным является создание мини-проектов на уроке, предполагающее совместное творчество в группах или парах. Во вторых классах учащиеся выполняют небольшие проекты «Семья», «Мой любимый цвет» и т.д.

4. Игровая деятельность.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры дети непроизвольно  накапливают словарный запас, развивают  речь, внимание активизируется, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.

Дети учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Игровые приемы и методы характеризуются универсальностью: их можно применять на разных этапах урока, приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые ситуации, сказочные сюжеты создают на уроках атмосферу благоприятного психологического климата, радости, творчества.  В процессе изучения иностранного языка учащиеся рисуют, поют, танцуют, придумывают своих героев ,  заучивают стихи и песни, участвуют в различных конкурсах. В игре задействованы все: и слабые, и сильные ученики.

Отдельным  методом активизации познавательного интереса младшего школьника можно выделить  драматизацию, которая может применяться на этапах закрепления, обобщения материала, а также при введении новых лексических единиц и лексико-грамматических структур. Драматизация может занимать весь урок или являться элементом занятия. Для этого на уроках используются мягкие игрушки, картонные иллюстрации. Это вовлекает учеников в иноязычную среду, помогает им чувствовать себя более уверенно, развивает творческие способности.

На занятиях активно используются инсценировки, игровые задания, музыкальные и ритмические минутки,   скороговорки, песенные задания,  работа с иллюстрациями, карточками звуков и букв, различные упражнения по развитию правописания игрового характера и т.д.Хорошо известные детские игры «Испорченный телефон», «Нос, нос , ухо» трансформируются в элементы урока, во время которых школьники узнают новые слова и фразы, запоминают их, учатся правильно произносить, вовлекаются в коммуникативную деятельность.Наряду с традиционными заданиями, учащиеся выполняют упражнения, созданные с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Для закрепления материала на уроках по английскому языку широко используются викторины и командные игры, которые не только стимулируют познавательную активность учащихся, но и воспитывают их умения работать в группе, развивают дух здорового соперничества.

Ролевые игры и инсценировки на занятиях позволяют учащимся моделировать ситуации из реальной жизни. Драматизация дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке. Учебно-методический комплексы  содержат фрагметы, которые вы можете использовать для драматизации. Развитие актерских способностей и творческого мышления на уроках английского языка находит дальнейшее выражение в городских, конкурсах и фестивалях.

5. Интеграция.

Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников- одно из основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся , потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

6. Проблемное обучение.

Другая форма управления – направление учащихся на  решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения:

- выдвижение проблемного вопроса,

- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

- демонстрацию опыта или сообщение о нем.

Использование традиционных форм наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитная доска, аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты, развивающие коммуникативно-направленные игровые методы и приемы) облегчают учебный процесс, способствуют повышению познавательной активности учеников и воспитанию любви к иностранному языку.

Важно правильно построить обучение иностранного языка на начальном этапе. Особенности младшего школьного возраста оказывают благоприятное воздействие на успешное овладение детьми иноязычной речью. Детей отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, отсутствие языкового барьера в общении на иностранном языке. В то же время у младших школьников недостаточно развиты произвольное внимание, ассоциативная память, логическое мышление, что оказывает тормозящее воздействие на обучение иностранному языку.  Данный возрастной недостаток учитель компенсирует использованием на уроке игр, , наглядности, музыки, , движения, рисования и т.д.

Младший школьный возраст – важное время в жизни школьника. Именно в этот период ребенок учиться познавать не только с помощью учителя, но и приобретает способность к самостоятельному учению и поиску. Согласно выдающемуся психологу Эльконину Д.Б., в школьные годы познавательная активность развивается от репродуктивно-подражательной в начальной школе к творческой познавательной активности в старшем школьном возрасте. Основным условием достижения и закрепления данного уровня активности является профессиональная компетентность педагога, его умение найти подход к каждому учащемуся, организовать детский коллектив. Среди основных факторов, побуждающих учеников к активности, необходимо выделить интерес, состязательность, творческий характер учебной деятельности, игровой характер проведения занятий. Сочетание данных факторов на уроке позволяет достигнуть наиболее благоприятного результата для ученика и учителя.

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

Приложение

Список литературы

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников/ Под редакцией М.П. Осиповой, Н.И. Кончаловской. М., 1999. – С. 37-45
  2.  Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.
  3. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. М.: Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2000. – № 4. – С. 33-41
  4.  Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Жамкочьян М. Личность в современной школе/ Знание – сила. – 1994 – № 9.
  6. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/ Начальная школа. – № 12, 1993. – С. 14 – 19
  7. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.
  8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.
  9. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. / Под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
  10.  Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).