Программа воспитания культуры толерантности младших школьников «Дорога к сердцу»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4


1. Пояснительная записка. Актуальность программы

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Лексема рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.

Проблема воспитания толерантности в начальной школе очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как социальная, национальная, религиозная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости. Воспитывая детей в школе, необходимо закладывать не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были.

Воспитание толерантности должно происходит постоянно и с первых дней пребывания ребенка в школе. Учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Ребенок должен осознавать неповторимости своей личности и личности одноклассника, что будет способствовать формированию сплоченности классного коллектива. Учитель должен способствовать желанию ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться, учить правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо без насилия.

Необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм [6].

Образцом толерантного поведения должен оставаться сам учитель. В то же время воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации ученого процесса и общения учеников друг с другом и с учителем [2].

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

Совместная деятельность учеников, классного руководителя и родителей - это площадка для совершенствования коммуникативных навыков, развития эмпатии и построения субъект - субъектных отношений. Эмпатия и коммуникативность - основные компоненты толерантности [6].

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в её реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.

Разработанная программа воспитывает терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами

2. Цели и задачи программы

Цель программы: Формирование навыков толерантных отношений в младшем школьном возрасте, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

  • Создать условий для формирования признания себя и других людей, их культуры, уважения к себе и окружающим; обогащение эмоционального мира каждого ребенка.
  • Развивать эмпатические и коммуникативные способности, способствующие созданию дружного сплоченного классного коллектива; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  • Способствовать использованию навыков толерантного поведения как в школе, так и за её пределами

3. Методологический аспект (принципы, формы и методы работы)

При составлении программы, где главным направлением является толерантность, приоритетными являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Личностно-ориентированный подход основан на признании права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признании и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опоре при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера, индивидуальный подход.

Деятельностный основан подход на опоре на активность, сознательность и самостоятельность; ориентации не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

В программе реализуются основные принципы воспитания толерантности, которые помогают построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями более результативно. Основные принципы:

- Учет индивидуальных и половозрастных особенностей детей. При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. Необходимо помнить о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

- Принцип целенаправленности. Развитие интереса к проблеме толерантности. Единство целей педагога и ребенка являются одним из факторов успешности воспитания.

- Принцип уважительного отношения к личности. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

- Принцип опоры на положительное в ребенке. Создание ситуации успеха. Мы должны поддерживать развитие и видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к самореализации изменениям.

- Принцип связи с жизнью. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Подготовка ребенка к реальным взаимоотношениям с окружающим миром.

- Принцип культуросообразности. Воспитание толерантности должно опираться на положительный опыт взаимодействия ребёнка с миром и формировать в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, не теряя при этом своей индивидуальности.

- Принцип единства знаний и поведения. Формирование толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и поведенческом, составляющих единое целое. Перевод толерантности из области знаний в область действий.

- Принцип диалогичности и сотрудничества. Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

- Принцип воспитывающей рефлексии. Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии ученика, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

При реализации программы используются различные формы, методы воспитания, психолого-педагогические технологии.

Основные формы работы: часы общения, групповые дискуссии (обсуждение вопросов, связанных с темой), игровые тренинги, коммуникативные тренинги, игры драматизации, праздники, игровые и конкурсные программы, познавательные игры, проектная деятельность, родительские вечера совместно с детьми, читательские конференции, участие в акциях, экскурсии в музеи, тренинги для родителей и детей и т.д.

Основные методы работы: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), воспитывающие ситуации и упражнения (волевая сфера), создание и анализ проблемных ситуаций, коррекция и самокоррекция, метод самореализации и т.д.

Основные технологии: игровые технологии, арт - терапевтические техники, технология сказкотерапии.

4. Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • обогащение эмоционального мира учеников и формирование чувства понимания себя и других людей;
  • приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
  • овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  • толерантное поведение детей в их практической деятельности
  • создание единого классного коллектива, где «один за всех и все за одного» (взаимопонимание и взаимопомощь).

В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять не толерантным отношениям, быть социально-адаптированной личностью.

5. Механизм реализации программы

Программа «Дорога к сердцу» разработана для обучающихся 1…4 классов, рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Занятия проводятся 2 раза в месяц, включены в план воспитательной работы класса с привлечением родителей, психолога, социального педагога и других участников образовательного процесса. Занятия могут проводиться как с целым классом, так и с отдельной группой детей. Вести занятия может как школьный психолог, так и учитель. Возможно, проведение таких уроков именно учителем позволит ему заглянуть во внутренний мир детей, увидеть их по-новому, понять и учитывать психологические особенности детей на других уроках.

6. Мониторинг реализации программы

Мониторинг реализации программы включает в себя выявление общего уровня толерантности детей.

Для решения поставленной задачи используется комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта формирования толерантности детей в отечественной и зарубежной практике; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки, моделирование социально-педагогических ситуаций.

7. Содержание и структура занятий

Программа включает в себя четыре ступени.

Первая ступень - 1 класс

Я и мир вокруг

Для первоклассников очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых, поэтому необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при поступлении в 1 класс.

Цель:Осознание каждым ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи:

  • Изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребёнка.
  • Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
  • Формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.
  • Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.

Тематическое планирование

Тема занятия

Теоретическое
занятие

Практическое
занятие

1

Давайте познакомимся.
Правила поведения. Игровой тренинг.

+

2

Кто я?
Мир моих возможностей. Час общения.

+

3

Мои желания.

+

4

Мои привычки.

+

5

Моя любимая игрушка.

+

6

Моя семья - чудесное место для жизни.
Конкурс рисунков и фотографий.

+

7

Мои любимые герои.

+

8

Все мы разные. Игра-путешествие.

+

9

Секреты отношений. Я мальчик - ты девочка.

+

10

Я и мои друзья.
Как меня видят другие.

+

11

Умей ценить своё и чужое время.
Посещение Музея часов в г.Ангарске.

+

12

Что такое «добро и зло».

+

13

Уроки нравственности.
«Мы в ответе за тех, кого приручили…».

+

14

Конфликт.
Как мы их разрешаем?

+

15

Моя «малая» родина. Мой город.
Экскурсия «Мой Иркутск».

+

16

Как быть прилежным и старательным.

+

17

«Праздник доброты и вежливости».
Итоговое занятие совместно с родителями.

+

Вторая ступень - 2 класс

Я и мой класс

Для младших школьников большое значение приобретают отношения со сверстниками и эти отношения необходимо использовать в учебно-воспитательных целях. Ребенку, для психологического комфорта, необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей. Именно поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.

Цель: Формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи:

  • Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
  • Воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
  • Формировать традиции классного коллектива.

Тематическое планирование

Тема занятия

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Главное правило жизни.
Игра-путешествие

+

2

Учимся строить добрые отношения в семье.
Создание проблемных ситуаций

+

3

Я в мире людей.
Коммуникативный тренинг

+

4

Мой характер

+

5

Любовь - главное чувство человека.

+

6

Доброе слово, что ясный день. Участие в неделе русского языка.

+

7

В каждом человеке есть «светлые» и «темные» пятна.

+

8

Как стать самим собой?

+

9

О зависти и скромности.
Ролевые игры.

+

10

Герои национальных сказок.
Конкурс рисунков.

+

11

Как заводить себе друзей.
Создание проблемных ситуаций.

+

12

Вежливость. Правила этикета.
Познавательная игра.

+

13

Минутки доброты.
Читательская конференция.

+

14

«Золотые законы Дружбы».

+

15

Мой класс- мая планета. Час общения.

+

16

Участие в акции «Открытка для ветерана».

+

17

«Я и моя семья или я - не один»
Семейный праздник.

+

Третья ступень - 3 класс

Учимся жить в мире добра

У детей этого возраста важной остается тема взаимоотношений с одноклассниками, тема дружбы и сотрудничества. Важно помочь детям понять, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Цель: Формирование толерантных отношений между детьми с какими - то отличиями (национальными, религиозными, половыми, социальными), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим; воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми, социальными различиями.
  • Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять.
  • Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Тематическое планирование

Тема занятия

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Моя Конвенция.
Правила доброго общения.

+

2

Пусть дружат наши сердца.
Коммуникативная игра.

+

3

Права ребенка: ответственность и взаимоотношения.

+

4

Гадкий утёнок: история о предубеждении и изгнании.

+

5

Уважение и достоинство.
Играем роль воспитанного человека.

+

6

Учимся жить в обществе.
Дискуссия.

+

7

Ответственность.

+

8

Понимать и договариваться.

+

9

Лгать нельзя, но если…

+

10

Имя как источник самобытности и достоинства.
Посещение Музея фольклора.

+

11

О сострадании и жестокости.

+

12

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

+

13

«Закон один для всех» (встреча с инспектором отдела по профилактике правонарушений).

+

14

Проект «Моя Родина - Россия», Краеведческий Музей

+

15

Дорогой доброты и терпения.
Читательская конференция.

+

16

Конференция «Мир моих увлечений».

+

17

«День творчества.» Праздник совместно с родителями.

+

Четвертая ступень - 4 класс

Мы учимся договариваться

У четвероклассников проявляется большой интерес к своему внутреннему миру. Для них важно признание окружающими их внутренней ценности и уникальности, а также одобрения не только со стороны взрослых. Но и сверстников и старших товарищей.

Цель: Знакомство с правами и обязанностями человека, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи:

  • Учить отстаивать свое мнение без насилия, оперировать терминами и формулировками.
  • Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
  • Развивать умение действовать согласно полученным нравственным знаниям в повседневной жизни в реальных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование

Тема занятия

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

В зазеркалье: «Познай себя самого!»

+

2

В зазеркалье: «Мой мир!»

+

3

Школа общения. «Моё эхо».

+

4

Свобода и ответственность.

+

5

Конфликт? Как правильно ссориться.

+

6

«И на солнце есть пятна»
(о самопознании).

+

7

«Учись властвовать собой».

+

8

В зазеркалье: «Гармония с самим собой!».

+

9

«Перекресток души». Доверяем друг другу.
Игровой тренинг.

+

10

Школа общения.
«Диалог с самим собой».

+

11

Школа общения. «Комплимент».
Коммуникативный тренинг.

+

12

В мире умных мыслей.
Обзор художественной литературы.

+

13

Мои эмоции. Я умею преодолевать отрицательные эмоции (совместно с родителями). Психологический тренинг. (Приложение)

+

14

Игра - дискуссия.
«Люди существуют друг для друга».

+

15

Мой толерантный мир.
Деловая игра.

+

16

Спешим делать добро.
Акция «Помощь пожилым людям».

+

17

Научно - практическая конференция: «Я - исследователь».

+

8. Работа с родителями

Задачи и направления работы с родителями:

  • Изучение воспитательного потенциала семьи.
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Индивидуальная работа с родителями.

Основные формы работы с родителями: Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, опрос, педагогически направленное наблюдение, микроисследования, игровые тренинги с участием детей.

Тематика родительских собраний для первого класса.

  • «Толерантность в общении с детьми. Трудности адаптации».
  • «Как помочь ребенку стать внимательным».
  • «Взаимоотношения в семье».

Тематика родительских собраний для второго класса.

  • «Воспитание ненасилием в семье».
  • «Успешность начинается с семьи».
  • «О детской дружбе».

Тематика родительских собраний для третьего класса

  • «Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка».
  • «Психологический комфорт в семье».
  • «Все о родительском авторитете».

Тематика родительских собраний для четвертого класса.

  • «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
  • «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника».
  • «Значение и понимания ребенка, подростка - основа благополучного развития личности».

9. Информационное обеспечение программы

  1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. - 2 - е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352с.
  2. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа - 2004 - № 85 с.4 - 6.
  3. Венгер, А.Л., Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 160с.
  4. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Текст] / «Вестник» УрМИОН 08.08.2002г
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст] / /Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
  6. Иванова Е.М. «Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов»/ Иванова Е.М.//начальная школа-2006 -№3-с.11-15
  7. Николаева Е.И. «Воспитание толерантности»/ ООО «Мой учебник», 2007.
  8. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: [методические рекомендации] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.
  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: [психологические игры и упражнения. В 4 частях.] / К.Фопель.- М.:Генезис, 2001.
  10. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 - 4)] / О.В.Хухлаева. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344 с.