1. Пояснительная записка. Актуальность программы
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Лексема рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
Проблема воспитания толерантности в начальной школе очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как социальная, национальная, религиозная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости. Воспитывая детей в школе, необходимо закладывать не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были.
Воспитание толерантности должно происходит постоянно и с первых дней пребывания ребенка в школе. Учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Ребенок должен осознавать неповторимости своей личности и личности одноклассника, что будет способствовать формированию сплоченности классного коллектива. Учитель должен способствовать желанию ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться, учить правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо без насилия.
Необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм [6].
Образцом толерантного поведения должен оставаться сам учитель. В то же время воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации ученого процесса и общения учеников друг с другом и с учителем [2].
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.
Совместная деятельность учеников, классного руководителя и родителей - это площадка для совершенствования коммуникативных навыков, развития эмпатии и построения субъект - субъектных отношений. Эмпатия и коммуникативность - основные компоненты толерантности [6].
Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в её реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.
Разработанная программа воспитывает терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами
2. Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование навыков толерантных отношений в младшем школьном возрасте, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
- Создать условий для формирования признания себя и других людей, их культуры, уважения к себе и окружающим; обогащение эмоционального мира каждого ребенка.
- Развивать эмпатические и коммуникативные способности, способствующие созданию дружного сплоченного классного коллектива; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
- Способствовать использованию навыков толерантного поведения как в школе, так и за её пределами
3. Методологический аспект (принципы, формы и методы работы)
При составлении программы, где главным направлением является толерантность, приоритетными являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход основан на признании права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признании и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опоре при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера, индивидуальный подход.
Деятельностный основан подход на опоре на активность, сознательность и самостоятельность; ориентации не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
В программе реализуются основные принципы воспитания толерантности, которые помогают построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями более результативно. Основные принципы:
- Учет индивидуальных и половозрастных особенностей детей. При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. Необходимо помнить о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
- Принцип целенаправленности. Развитие интереса к проблеме толерантности. Единство целей педагога и ребенка являются одним из факторов успешности воспитания.
- Принцип уважительного отношения к личности. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
- Принцип опоры на положительное в ребенке. Создание ситуации успеха. Мы должны поддерживать развитие и видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к самореализации изменениям.
- Принцип связи с жизнью. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Подготовка ребенка к реальным взаимоотношениям с окружающим миром.
- Принцип культуросообразности. Воспитание толерантности должно опираться на положительный опыт взаимодействия ребёнка с миром и формировать в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, не теряя при этом своей индивидуальности.
- Принцип единства знаний и поведения. Формирование толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и поведенческом, составляющих единое целое. Перевод толерантности из области знаний в область действий.
- Принцип диалогичности и сотрудничества. Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.
- Принцип воспитывающей рефлексии. Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии ученика, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
При реализации программы используются различные формы, методы воспитания, психолого-педагогические технологии.
Основные формы работы: часы общения, групповые дискуссии (обсуждение вопросов, связанных с темой), игровые тренинги, коммуникативные тренинги, игры драматизации, праздники, игровые и конкурсные программы, познавательные игры, проектная деятельность, родительские вечера совместно с детьми, читательские конференции, участие в акциях, экскурсии в музеи, тренинги для родителей и детей и т.д.
Основные методы работы: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), воспитывающие ситуации и упражнения (волевая сфера), создание и анализ проблемных ситуаций, коррекция и самокоррекция, метод самореализации и т.д.
Основные технологии: игровые технологии, арт - терапевтические техники, технология сказкотерапии.
4. Ожидаемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения программы:
- обогащение эмоционального мира учеников и формирование чувства понимания себя и других людей;
- приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
- овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- толерантное поведение детей в их практической деятельности
- создание единого классного коллектива, где «один за всех и все за одного» (взаимопонимание и взаимопомощь).
В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять не толерантным отношениям, быть социально-адаптированной личностью.
5. Механизм реализации программы
Программа «Дорога к сердцу» разработана для обучающихся 1…4 классов, рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Занятия проводятся 2 раза в месяц, включены в план воспитательной работы класса с привлечением родителей, психолога, социального педагога и других участников образовательного процесса. Занятия могут проводиться как с целым классом, так и с отдельной группой детей. Вести занятия может как школьный психолог, так и учитель. Возможно, проведение таких уроков именно учителем позволит ему заглянуть во внутренний мир детей, увидеть их по-новому, понять и учитывать психологические особенности детей на других уроках.
6. Мониторинг реализации программы
Мониторинг реализации программы включает в себя выявление общего уровня толерантности детей.
Для решения поставленной задачи используется комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта формирования толерантности детей в отечественной и зарубежной практике; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки, моделирование социально-педагогических ситуаций.
7. Содержание и структура занятий
Программа включает в себя четыре ступени.
Первая ступень - 1 класс
Я и мир вокруг
Для первоклассников очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых, поэтому необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при поступлении в 1 класс.
Цель:Осознание каждым ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи:
- Изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребёнка.
- Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
- Формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.
- Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Теоретическое
|
Практическое
|
1 |
Давайте познакомимся.
|
|
+ |
2 |
Кто я?
|
+ |
|
3 |
Мои желания. |
+ |
|
4 |
Мои привычки. |
|
+ |
5 |
Моя любимая игрушка. |
+ |
|
6 |
Моя семья - чудесное место для жизни.
|
|
+ |
7 |
Мои любимые герои. |
+ |
|
8 |
Все мы разные. Игра-путешествие. |
|
+ |
9 |
Секреты отношений. Я мальчик - ты девочка. |
+ |
|
10 |
Я и мои друзья.
|
|
+ |
11 |
Умей ценить своё и чужое время.
|
|
+ |
12 |
Что такое «добро и зло». |
|
+ |
13 |
Уроки нравственности.
|
+ |
|
14 |
Конфликт.
|
+ |
|
15 |
Моя «малая» родина. Мой город.
|
|
+ |
16 |
Как быть прилежным и старательным. |
|
+ |
17 |
«Праздник доброты и вежливости».
|
|
+ |
Вторая ступень - 2 класс
Я и мой класс
Для младших школьников большое значение приобретают отношения со сверстниками и эти отношения необходимо использовать в учебно-воспитательных целях. Ребенку, для психологического комфорта, необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей. Именно поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.
Цель: Формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи:
- Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
- Воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
- Формировать традиции классного коллектива.
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1 |
Главное правило жизни.
|
|
+ |
2 |
Учимся строить добрые отношения в семье.
|
|
+ |
3 |
Я в мире людей.
|
|
+ |
4 |
Мой характер |
+ |
|
5 |
Любовь - главное чувство человека. |
+ |
|
6 |
Доброе слово, что ясный день. Участие в неделе русского языка. |
|
+ |
7 |
В каждом человеке есть «светлые» и «темные» пятна. |
+ |
|
8 |
Как стать самим собой? |
+ |
|
9 |
О зависти и скромности.
|
|
+ |
10 |
Герои национальных сказок.
|
|
+ |
11 |
Как заводить себе друзей.
|
+ |
|
12 |
Вежливость. Правила этикета.
|
|
+ |
13 |
Минутки доброты.
|
+ |
|
14 |
«Золотые законы Дружбы». |
+ |
|
15 |
Мой класс- мая планета. Час общения. |
+ |
|
16 |
Участие в акции «Открытка для ветерана». |
|
+ |
17 |
«Я и моя семья или я - не один»
|
|
+ |
Третья ступень - 3 класс
Учимся жить в мире добра
У детей этого возраста важной остается тема взаимоотношений с одноклассниками, тема дружбы и сотрудничества. Важно помочь детям понять, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Цель: Формирование толерантных отношений между детьми с какими - то отличиями (национальными, религиозными, половыми, социальными), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- Воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим; воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми, социальными различиями.
- Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять.
- Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1 |
Моя Конвенция.
|
+ |
|
2 |
Пусть дружат наши сердца.
|
|
+ |
3 |
Права ребенка: ответственность и взаимоотношения. |
+ |
|
4 |
Гадкий утёнок: история о предубеждении и изгнании. |
+ |
|
5 |
Уважение и достоинство.
|
|
+ |
6 |
Учимся жить в обществе.
|
+ |
|
7 |
Ответственность. |
+ |
|
8 |
Понимать и договариваться. |
|
+ |
9 |
Лгать нельзя, но если… |
+ |
|
10 |
Имя как источник самобытности и достоинства.
|
|
+ |
11 |
О сострадании и жестокости. |
+ |
|
12 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
+ |
|
13 |
«Закон один для всех» (встреча с инспектором отдела по профилактике правонарушений). |
+ |
|
14 |
Проект «Моя Родина - Россия», Краеведческий Музей |
|
+ |
15 |
Дорогой доброты и терпения.
|
+ |
|
16 |
Конференция «Мир моих увлечений». |
|
+ |
17 |
«День творчества.» Праздник совместно с родителями. |
|
+ |
Четвертая ступень - 4 класс
Мы учимся договариваться
У четвероклассников проявляется большой интерес к своему внутреннему миру. Для них важно признание окружающими их внутренней ценности и уникальности, а также одобрения не только со стороны взрослых. Но и сверстников и старших товарищей.
Цель: Знакомство с правами и обязанностями человека, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи:
- Учить отстаивать свое мнение без насилия, оперировать терминами и формулировками.
- Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
- Развивать умение действовать согласно полученным нравственным знаниям в повседневной жизни в реальных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1 |
В зазеркалье: «Познай себя самого!» |
|
+ |
2 |
В зазеркалье: «Мой мир!» |
|
+ |
3 |
Школа общения. «Моё эхо». |
|
+ |
4 |
Свобода и ответственность. |
+ |
|
5 |
Конфликт? Как правильно ссориться. |
+ |
|
6 |
«И на солнце есть пятна»
|
+ |
|
7 |
«Учись властвовать собой». |
+ |
|
8 |
В зазеркалье: «Гармония с самим собой!». |
+ |
|
9 |
«Перекресток души». Доверяем друг другу.
|
|
+ |
10 |
Школа общения.
|
+ |
|
11 |
Школа общения. «Комплимент».
|
|
+ |
12 |
В мире умных мыслей.
|
+ |
|
13 |
Мои эмоции. Я умею преодолевать отрицательные эмоции (совместно с родителями). Психологический тренинг. (Приложение) |
|
+ |
14 |
Игра - дискуссия.
|
|
+ |
15 |
Мой толерантный мир.
|
|
+ |
16 |
Спешим делать добро.
|
|
+ |
17 |
Научно - практическая конференция: «Я - исследователь». |
|
+ |
8. Работа с родителями
Задачи и направления работы с родителями:
- Изучение воспитательного потенциала семьи.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Индивидуальная работа с родителями.
Основные формы работы с родителями: Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, опрос, педагогически направленное наблюдение, микроисследования, игровые тренинги с участием детей.
Тематика родительских собраний для первого класса.
- «Толерантность в общении с детьми. Трудности адаптации».
- «Как помочь ребенку стать внимательным».
- «Взаимоотношения в семье».
Тематика родительских собраний для второго класса.
- «Воспитание ненасилием в семье».
- «Успешность начинается с семьи».
- «О детской дружбе».
Тематика родительских собраний для третьего класса
- «Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка».
- «Психологический комфорт в семье».
- «Все о родительском авторитете».
Тематика родительских собраний для четвертого класса.
- «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
- «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника».
- «Значение и понимания ребенка, подростка - основа благополучного развития личности».
9. Информационное обеспечение программы
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. - 2 - е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352с.
- Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа - 2004 - № 85 с.4 - 6.
- Венгер, А.Л., Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 160с.
- Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Текст] / «Вестник» УрМИОН 08.08.2002г
- Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст] / /Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
- Иванова Е.М. «Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов»/ Иванова Е.М.//начальная школа-2006 -№3-с.11-15
- Николаева Е.И. «Воспитание толерантности»/ ООО «Мой учебник», 2007.
- Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: [методические рекомендации] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: [психологические игры и упражнения. В 4 частях.] / К.Фопель.- М.:Генезис, 2001.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 - 4)] / О.В.Хухлаева. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344 с.