Инновационная деятельность в школе
Дети - национальное достояние любой страны и его творческий потенциал. Поэтому, под школьным образованием, согласно образовательной инициативе «Наша новая школа», понимают длительный этап обучения человека. А его индивидуальные успехи рассматриваются как залог долгосрочного развития всей страны. Именно ученик, его личные , предметные и метапредметные результаты лежат в основе стандартов нового поколения. Вот почему основной задачей каждого педагога является создание условий для качественного формирования общепредметных компетенций и универсальных учебных умений, и их включение в образовательное пространство с дальнейшей социализацией.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций.
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель.
Этапы постановки цели:
- Сбор информации о желаемом образе;
- Формулировка цели.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Функционирование в новом режиме.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения [1] являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- мнение потребителя образовательных услуг.
Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность средним учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Инновационные явления, порождающие специфику деятельности педагога в современных условиях, обуславливают переход от знаний к личности, от “сообщающих” - к интерактивным методам обучения. Все вышесказанное, а также необходимость поиска путей интенсификации использования в преподавании иностранного языка в школе инновационных методов обучения, в условиях постоянно меняющихся реалий современного общества и его активного развития - обуславливают актуальность работы и определяют выбор ее темы.Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью.
Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения, развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к предстоящей деятельности и жизни в обществе, помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность школьникам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке.
В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение школьниками творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины олимпиады, конкурсы.
Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.
Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку [2], направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.
Многосторонний метод.
- Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.
- Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.
- Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения.
Метод полной физической реакции.
- Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей.
- Во-вторых, обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.
Естественный метод
- Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком.
- С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход.
Активное обучение
Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический [5]. Все эти подходы обращены к личности ученика.
Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet
Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.
Перспективы использования интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:
- Переписка с жителями англоговорящих стран посредством электронной почты;
- Участие в он-лайн олимпиадах и конкурсах, в международных интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
- Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.
Однако надо отметить, что информационные технологии, интернет-технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.
Создание инновационного пространства в школе
Создании инновационного пространства в школе в процессе обучения иностранному языку идет по нескольким направлениям инновационной деятельности [4].
- Разработка и внедрение элективных курсов на иностранном языке на старшем этапе обучения.
- Творческая мастерская театральной студии на английском языке.
- Внедрение программы дополнительного образование «Здравствуй английский!» для 5–11-х классов.
- Внедрение инновационных технологий обучения (интегрированные уроки, система внеклассных мероприятий, апробация и использование зарубежных УМК, индивидуальная и групповая проектная деятельность учащихся, тьюторство, индивидуальная траектория развития учащихся).
- Проведение диагностики обученности англ.языку.
- Анализ требований ЕГЭ и общеевропейских компетенций владения иностр.языком.
- Разработка и внедрение мультимедийных продуктов для системной подготовки к ЕГЭ.
- Апробация инновационных форм контроля.
Критерии интенсивности в изучении иностранного языка.
Каковы же критерии интенсивности в изучении иностранного языка? Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости [3]. Такими критериями являются:
- Актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества)
- Новизна (степень оригинальности инновационных подходов)
- Образовательная значимость (степень влияния инновации на воспитание и образование)
- Полезность (практическая значимость инновационных процессов)
- Реализуемость (реалистичность инновация и управляемость инновационных процессов).
При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании в целом и на эффективность в изучении иностранного языка.
Список литературы.
- Адамский А.И. Авторская школа (инновационное движение в российском школьном образовании). М., 2015. - 323 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. М., 2014. - 144 с.
- Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. М., 2016. 230 с.
- Степанов В.М. Инновационная школа. Опыт организации единого образовательного пространства. Санкт-Петербург, 2014. 189 с.
- Nichoils A. Managing Educational Innovation. // Free Press, 2015, №4.