Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы нахимовцев.
Задачи:
- Ознакомить нахимовцев с историей возникновения праздника.
- Расширить понятие детей о происхождении слова «СПАСИБО».
- Создать условия для развития самостоятельности, познавательной активности.
- Воспитывать чувства сплочённости, взаимопомощи, уважения к окружающим людям.
Методическая цель: Ознакомление педагогов с методикой проведения внеклассного мероприятия, направленного на развитие умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
Форма проведения: сочетание парной и коллективной работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Применяемые технологии:
Технологии | Достигаемые результаты |
Технология обучения в сотрудничестве |
Эффективное взаимодействие нахимовцев и воспитателя |
Элементы ИКТ-технологии |
Развитие способности работы с информацией на различных носителях, создание условий для более успешного восприятия материала |
Технология проблемного обучения (элемент) |
Развитие аналитических способностей нахимовцев |
Здоровьесберегающие технологии |
Рациональное использование времени, чередование различных видов деятельности, режимов труда и отдыха, работа в полимодальном пространстве |
Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель | Создание положительного настроя на работу; формирование оптимального психологического микроклимата |
Применяемые технологии |
Здоровьесберегающие технологии (элемент), ИКТ (элемент) |
Формируемые УУД |
Личностные (формирование познавательных мотивов, интереса к новому). |
1. Создание положительного настроя на дальнейшую деятельность. «Ребята, сядьте на свои места, положите свою правую ладонь на левую ладонь, рядом сидящего. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
Нахимовцы рассаживаются по своим местам (командам). Представляют свои команды (название заранее обговорено, капитана). Одно условие-название команды-вежливое слово.
Дорогие ребята! Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
2. Знакомство с правилами работы в парах, которые записаны на листах у каждой группы.
Правила работы в парах.
- Не соперничать, а сотрудничать;
- Соблюдать рабочую обстановку;
- Выслушивать каждое мнение;
- Эстетично оформить и представить результат работы своей группы.
II. Актуализация знаний.
Цель | мотивация к дальнейшей деятельности; актуализация знаний, определение темы урока |
Применяемые технологии |
|
Формируемые УУД |
регулятивные (осуществление познавательной рефлексии) |
1. Формирование темы занятия.
Мотивирование на дальнейшую деятельность с помощью целевого вопроса.
Ребята, вы знаете, какой праздник мы отмечали 11 января? А чтобы узнать, отгадайте загадку.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Нахимовцы говорят, что это слово «СПАСИБО». Тема нашего внеклассного занятия посвящена Всемирному Дню «СПАСИБО». 11 января без преувеличения можно назвать одной из самых «вежливых»дат в году, потому что все мы отметили Всемирный день «Спасибо». Инициаторами утверждения праздника стали Юнеско и ООН.Цель этого события-напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.
2. Нахимовцы читают стихотворения.
1 нахимовец:
Весёлый праздник - День Спасибо!
Всех благодарностей не счесть,
От добрых солнечных улыбок
Забились в угол зло и месть.
2 нахимовец:
Спасибо! Пусть звучит повсюду,
На всей планете добрый знак,
Спасибо - маленькое чудо,
Заряд тепла в твоих руках.
3 нахимовец:
Произнеси, как заклинанье,
И ты почувствуешь, как вдруг,
Добра и счастье пожеланье,
Тебе подарит новый друг !
Вот, оказывается, какое замечательное слово «СПАСИБО». От него веет теплом. Произнеся это слово, люди поднимают друг другу настроение, дарят радость, внимание. Жизнь от этого слова становится гораздо ярче и приятнее.
III. Формирование новых знаний.
Цель | 1.Выяснить происхождение, значение слова «СПАСИБО». |
Применяемые технологии |
Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах), элемент ИКТ-технологии, элемент здоровьесберегающей технологии |
Формируемые УУД |
Познавательные (умение преобразовывать информацию), коммуникативные (умение работать совместно, учитывать позицию партнёра); регулятивные (умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать качество выполненной работы) |
3. Прослушивание сообщений нахимовцев о значении слов СПАСИБО и БЛАГОДАРЮ.
Мотивирование на дальнейшую деятельность с помощью вопросов: «Прослушайте, пожалуйста, сообщение своих товарищей и ответьте на вопрос:«Почему нужно говорить Спасибо?В чём заключается волшебство этого слова? Расшифровать слова СПАСИБО и БЛАГОДАРНОСТЬ.
1 нахимовец: «Спасибо» не зря занимает законноеместо в кругу «волшебных» слов.В нём заложен магический смысл.Ведь оно и вправду может творить чудеса.В одной из газет как-то была напечатана заметка о непривычно вежливом водителе маршрутного такси. Каждому входящему пассажиру он говорил «СПАСИБО» за то, что человек выбрал для поездки именно его авто. Люди на первых порах даже терялись от такой обходительности. А потом привыкли - ведь к хорошему привыкнуть несложно. И стали в ответ благодарить водителя за замечательное обслуживание.
2 нахимовец: Этот эксперимент многократно проверен на практике миллионами успешных людей. Суть его в том, что чем сильнее человек благодарит все хорошее вокруг себя, тем больше хорошего происходит в его жизни. Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. Слово СПАСИБО - проводник установления тёплых доброжелательных отношений. Это слово большинство из нас произносит тысячу раз в день, выражая благодарность окружающим. Считается, что русское слово СПАСИБО родилось в 16 веке из часто произносимого словосочетания «СПАСИБО». Но недавно появились такие мнения: СПАСИБО - космическая формула Жизни, формула божественной Троицы:
- «СПАС» - как женского, земного, нижнего начала, в котором происходит возрождение Жизни;
- «И» - как общего, небесно-земного объединяющего начала, являющегося в то же самое время новообразованием и продолжением как земного, так и космического начал;
- «Бо» - как мужского, небесного, верхнего начала, которое привносит элемент изменения, расширения, продолжения.
Подберите к слову СПАСИБО синонимы?
(Благодарю, признателен, премного благодарен, признателен).
3 нахимовец: Слово «БЛАГОДАРЮ» образовано из двух слов «БЛАГО» и «ДАРИТЬ - дарю». Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего «БЛАГА» и лично вы сами, а никто-то другой отвечаете добром на добро. Слово «БЛАГОДАРЮ» произошло от русского слова «БЛАГОДАРСТВУЮ», т.е. «ПРИНОШУ БЛАГОДАРЕНИЕ».
Какое благо можно дарить?
(Любовь, счастье, уважение, здоровье, удачу, дружбу).
4 нахимовец: «СПАСИБО» на разных языках мира.
А знаете ли вы как звучит слово «Спасибо» на разных языках мира?
- Арабский-шукран;
- Гавайский-махало;
- Греческий-эфхаристо;
- Итальянский-грацие;
- Испанский-грасиас;
- Китайский-сье-сье;
- Литовский-коб чи;
- Французский-мерси боку;
- Немецкий-данке шон;
4. Физминутка.
Проведение игры «Найди пару».Составить разрезанные пословицы в группах и объяснить смысл (командам предлагаются пословицы о благодарности, со словом СПАСИБО).
Своего спасиба не жалей, | а чужого не жди. |
Спасибо тому, кто поит и кормит, |
а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. |
Достойный человек век помнит добро, |
недостойный человек через день забывает его. |
Спасибо дороже монет, |
оно запомнится и произведёт желаемое впечатление. |
За напрасный труд |
никто спасибо не скажет. |
Спасибо не кормит, |
а греет |
Раньше мужик за спасибо |
семь лет работал. |
Кто добро творит, |
того Бог отблагодарит. |
Лучше большое спасибо, чем |
маленький рубль. |
Сделав худо, |
не жди добра. |
Собака на того не лает, |
чей хлеб ест. |
В ком добра нет, |
в том и правды мало. |
5. Игра «Доскажи словечко».
А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли «Волшебные слова?»
(командам раздаются конверты со словами, где надо вставить вежливые слова, потом один из команды зачитывает, все хором называют вежливые слова).
1 команда.
1).
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо).
2).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(прости, пожалуйста).
3).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
4).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо).
5).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим…(до свидания).
2 команда.
1)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
2)
Вылез Крот на белый свет
И сказал ежу…(привет).
3).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(до свидания).
4).
Порвал Воробей
Паутиные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).
5).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:…(благодарю).
Тебе подарят что-нибудь-…
(Благодарить не позабудь!).
3 команда.
1).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить…(спасибо).
2).
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче…(здравствуй).
3).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста).
4).
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте..(любезны),
Будьте …(добры).
5).
Добрая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем:…(будь здорова).
Вам нужно запомнить – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить.
5. Игра «Вежливое дерево».
Ребята, на какие группы можно разделить слова вежливости?
(Слова-благодарности, слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения).
Каждому нахимовцу раздаются листочки, на которых они пишут вежливые слова, потом каждый выходит к доске, называет это слово и наклеивает на дерево.
- 1 команда пишет слова-благодарности;
- 2 команда - слова-приветствия;
- 3 команда - слова-извинения.
Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и мы с вами по отношению друг к другу.
IV. Рефлексия.
Цель | подведение итогов занятия, сопоставление первоначальных знаний по теме со знаниями, полученными в ходе классного часа |
Применяемые технологии |
технология обучения в сотрудничестве |
Формируемые УУД |
регулятивные (осуществление понавательной рефлексии) |
Мы просыпаемся каждое утро и говорим «СПАСИБО» этой жизни за то, что проснулись, за то, что у нас есть люди, ради которых нам стоит просыпаться и стоит жить. Будьте щедрыми на добрые слова,не забывайте сказать: «Спасибо» за добрые дела, которые для Вас делают окружающие, родители, друзья, просто незнакомцы на улице. Следовательно, можно сказать «СПАСИБО» солнышку, что оно ярко светит, водителю, который притормозил на пешеходном переходе.
И, конечно, стоит сказать «СПАСИБО» своим родителям, иначе бы нас никогда не было на этом свете. Слова благодарности и признательности согревают нас своей теплотой. А короткое слово «СПАСИБО», сказанное от души, способно подарить нам хорошее настроение даже в хмурый день.
СПАСИБО! БОЛЬШОЕ СПАСИБО! ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Всем СПАСИБО, друзья! Мы говорим эти слова очень часто, но сегодня хочется произнести их по-особенному со всей теплотой каждому-за то, что зима на улице, снег за окном, за хорошее настроение, за поддержку и за то, что все мы оказались в стенах этого военно-морского училища, в одной дружной большой семье.
Среди вьюги и стужи январской
Есть один замечательный день.
Света в нём и тепла, как в день майский,
Несмотря на снега и метель.
Выразите свою признательность СЛОВОМ спасибо тем, кому вы благодарны скажите «СПАСИБО» своим близким, родным, учителям и за что вы их хотите поблагодарить.
Говорите своим близким и друзьям как можно больше приятных слов, делайте друг для друга как можно чаще неожиданных добрых сюрпризов без повода, просто так, как это делали добрые герои из мультфильма «Просто так».
Просмотр мультфильма «Просто так».