Доклад для родителей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Разделы: Работа с родителями


План

  • Особая роль развития речи дошкольника.
  • Понятие театрализованная деятельность.
  • Развитие речи через театрализованную деятельность.
  • Театрализованныеигры для развития речи дошкольника(совместно с родителями).
  • Памятка для родителей «Домашний театр».

Используемая литература

1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.

2. Макаренко Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.28.

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д.Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В.Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006

5. Интернет-ресурсы.

Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье: семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В педагогической литературе театрализованная деятельность рассматривается как средство развития детей. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников: подражание речи взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.

В процессе театрального действия дети-артисты удачно использовали интонационную выразительность голоса, мимику, жесты, а главное, ни один не забыл слова и не исказил произношение. Дети были очень ответственны за выступление, и в тоже время, держались свободно, как настоящие артисты
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Как утверждалсоветский психолог Л.С.Выготский - драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания, развития речи иличностидошкольника.

В театр играем – речь развиваем!

Внашей практики мы часто используем театр «бибабо». Ребятам очень нравится принимать на себя роль любого персонажа из знакомых сказок. В ходе инсценировки игры, у детей активно развивается речь.

Мы сейчас с вами немного поиграем. На своём опыте вы почувствуете, как это «работает» на примере сказка «Колобок».

(Воспитатели предлагают родителям ряд игр).

Нашу работу по театрализованной деятельности необходимо закреплять и дома.

Спасибо за внимание!