Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Известно, что школьная программа ориентирована, в основном, на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и, в особенности, телесная сферы ребенка не получают адекватного развития. В течение последних лет в учебную программу вводятся дополнительные уроки физкультуры и ритмики, танцевально-двигательные занятия, активно развивается система дополнительного образования (кружки, секции и т.п.).
В традиционном образовании основная нагрузка дается на зрительный и слуховой каналы восприятия, тем самым, тактильно-кинестетический и двигательный анализаторы оказываются не достаточно востребованными. В результате не происходит целенаправленного развития трехзвеньевой зрительно-моторно-тактильной связи, являющейся основой формирования активной познавательной деятельности.
Говоря о телесной составляющей психо-физического развития человека необходимо отметить, что схема тела является начальной точкой в развитии самосознания, однако и формирующееся самосознание в свою очередь оказывает влияние на представление о своем телесном облике. Схема тела – это «достаточно жесткая анатомическая карта, которая включает в себя и карты возможных движений, иннерваций, биологических и физиологических отправлений, ориентаций в пространстве и времени и т.п.» (В.Подорога, 1995). Представления о схеме тела не являются врожденными, а возникают в ходе физического и психического развития личности в результате общения человека с окружающей действительностью и в процессе деятельности.
Основными задачами телесно-ориентированной практики являются: восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Двигательные упражнения и игры оказываются для детей более привлекательным, что значительно повышает мотивацию их деятельности. Исходя из выше сказанного, представляется возможным объединить в одном уроке физкультуры не только физическое развитие и оздоровление детского организма, но и использовать элементы телесно- ориентированной терапии как стратегический инструмент создания активной позиции ребенка.
Применение телесно-ориентированных методик в контексте уроков физической культуры раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его поведение более естественным.
Во всём мире занятия физической культурой являются неотъемлемой частью комплексной профилактики и коррекции многих заболеваний.
Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.
Применение телесно-ориентировнных методов в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в контексте развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной проблемой. У аутичных детей нарушено взаимодействие с другими людьми, в то же время последние исследования демонстрируют их желание общаться. В работе с аутичными детьми применение упражнений из телесно-ориентированной терапии является актуальным благодаря возможности невербальных контактов и восполнения дефицита в его эмоциональном развитии. Актуальным в психокоррекции детей с ранним детским аутизмом является использование практических упражнений телесно-ориентированных методов, которые направлены на преодоление разрыва между психическим и физическим, на гармоничную интеграцию тела и разума. Важным компонентом данного вида занятий является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. Формирующим воздействием является применение упражнений и игр телесно-ориентированной терапии в рамках урока физической культуры. Так как основными признаками аутизма у ребенка являются отсутствие желания общаться с окружающими, стеснительность и замкнутость, следовательно, данный вид занятия направлен на повышение эффективности в системе формирования взаимоотношений и коммуникации между учениками.
Цель совмещения обычных физических упражнений и упражнений и игр из телесно-ориентированной практики - получение ребёнком комплексной помощи, направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в обществе.
В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.
Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
У многих детей на уроке физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.
Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.
В содержание физкультурных занятий включаются доступные детям движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание мяча, коррекционные упражнения, направленные на развитие равновесия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия. Несмотря на кажущуюся простоту, несложные двигательные задания часто трудны детям с РАС. Особенно большие затруднения испытывают те школьники, у которых физическое развитие и сроки формирования двигательных навыков резко отстают от нормы.
На каждом занятии детям необходимо почувствовать нагрузку, удовлетворить потребность подвигаться, получить возможность выразить себя в движении. Все виды движений, как правило, выполняются несколько раз. Постепенно в процессе учебного года двигательные умения закрепляются и совершенствуются.
В основе занятий с детьми лежит поведенческий подход, который призван стимулировать таким путем новые позитивные способы поведения и устранить поведенческие аномалии.
Задачами курса физической культуры будут являться:
- формирование у ребенка способности общаться и взаимодействовать с окружающими;
- осознание собственной речи и речи сверстников;
- улучшение двигательной активности;
- улучшение координации движений;
- увеличение силы и выносливости мышц;
- развитие и совершенствование, эмоционально-волевой регуляции и поведения;
- развитие имитационных способностей (умения подражать);
- стимулирование к выполнению инструкций;
- формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве).
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.
Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
- проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
- начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
- растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:
- начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
- постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
- облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";
- формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";
- показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
- сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т.д., что является существенной помощью ребенку;
- формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
- не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
- собственного тела, дозировать нагрузку;
- двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
- поощрять даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.
Общеизвестно, что потребности, ощущения, желания и чувства кодируются в определенных телесных состояниях. У всех аутичных детей были выявлены мышечные зажимы в сегментах тела:
Глаза – выражается в напряженности взгляда; в избегании контакта глаз; в избегании контакта.
Рот - проявляется в постоянной гримасе – «улыбке»; выражается в бедности мимики.
Шея - зажим в основании черепа в положении лежа; голова малоподвижна; ребенок втягивает голову в плечи.
Грудь - сутулость; спина неестественно прямая, нарушена работа мышц-сгибателей; сутулость.
Диафрагма - выгнутость тела вперед, затрудненный выдох, не умеет расслабляться; дыхание поверхностное; грудная клетка раздута, выгнутость тела вперед.
Живот - мышцы поясницы в постоянном напряжении; постоянное напряжение поясничных мышц; поясница напряжена, очень боится щекотки.
Таз и ноги - в положении лежа на спине стопы ног повернуты внутрь, таз выдается вперед, напряжение в ногах, левое плечо выше, что соответствует перекосу таза на противоположной стороне тела; затруднены движения тазом, движение осуществляется за счет мобилизации ног; непропорциональность, подогнуты колени.
Всем детям показаны упражнения, увеличивающие подвижность глаз, направленные на мобилизацию мышц щек, губ, челюстей. Распускание шейного сегмента происходит путем воздействия на мышцы языка и шеи. Распускание грудного сегмента достигается через полный выдох, путем воздействия на мышцы рук. Работа с вдохом помогает в случае тревоги, общей астенизации, с выдохом - при избытке напряжения (успокаивает, повышает энергетический фон).
Освобождение диафрагмы идет через работу с дыханием. Распускание сегмента таза идет за счет мобилизации мышц таза и ног. Под мобилизацией мышц подразумевается включение их в целенаправленную работу.
Необходимо уточнить, что между блоками нет резкого разграничения, многие упражнения могут быть использованы во всех трех блоках. Важно понимать, какую цель мы ставим, выполняя то или иное упражнение и в зависимости от этого расставить акценты (например, использование массажных техник может быть направлено на работу с границами тела, с зажимами, на переживание контакта с другим человеком или саморегуляцию).
Коррекционные занятия могут состоять из следующих блоков:
1. Работа с границами тела (упражнения на заземление, массажные техники, упражнения «контакт с телом»).
Цель этих упражнений: восстановление контакта с телом, повышение доверия к своему телу и миру, появление ощущения безопасности у аутичных детей. Ожидаемые результаты: снижение избегания контактов, беспокойства при появлении чужих людей, инициация собственных контактов, повышение уровня адаптации к переменам в окружении.
2. Основы саморегуляции (растяжки, дыхательные упражнения, массаж в парах, упражнения на заземление и на снятие мышечных зажимов).
Цель: нормализация мышечного и психического тонуса, энергетического фона, повышение стрессоустойчивости, снижение возбудимости и пресыщаемости в контактах, устранение страхов. Ожидаемые результаты: снижение проявлений неадекватного поведения (агрессии).
3. Различные варианты физического контакта членов группы. Упражнения этого блока проводились отдельным занятием продолжительностью 10-15 минут – первые занятия, с дальнейшим увеличением продолжительности занятий до 20-30 минут один раз в неделю (из-за повышенной утомляемости и пресыщаемость аутичных детей в контактах).
Цель: установление различных способов телесного контакта, тренировка взаимодействия с другими детьми.
Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения. Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я - концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».
Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.