Экзамены сдаем без стресса!

Разделы: Математика


Единый государственный экзамен по математике - серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Я выделяю следующие задачи по подготовке к ЕГЭ:

1. Подготовку к ЕГЭ начинаем с 7 класса;

2. Создаю учебный материал (по типу ЕГЭ) для тренингов, обучающих программ и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учу школьников технике сдачи ЕГЭ;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Повышаю интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных обучений).

А теперь я расскажу, как я решаю поставленные задачи.

1) Никогда не пугаю ребят предстоящим ЕГЭ, наоборот, убеждаю их с первых же дней учёбы в том, что можно получить приличный балл, если очень постараться. Самое главное не упустить время.

2) В течение всего года знакомлю школьников с материалами ОГЭ и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ОГЭ и ЕГЭ.

Кроме этого, систематически на уроках раздаю каждому тест ЕГЭ или ОГЭ в 7-9 классах – за основную школу, в 10-11 классах - за полную среднюю школу.

Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

3) Когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального» движения по тесту.

Итак, начну с первого пункта. Рассказываю школьникам, что на каждое задание первой части надо затрачивать не более 5 минут, для того чтобы успешно выполнить тест. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 15 минут ученикам необходимо решить 2-3 задания теста. При этом даю тесты ЕГЭ и ОГЭ с отмеченными заданиями, посильными на данный момент обучения. Отмечаю количество детей уложившихся по времени, сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к «методу пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Ты ограничен во времени». Если разбирать тест, над которым ученик уже поработал, то заинтересованность и внимание 100%

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся простыми и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить те задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальным.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, то есть «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, ребята знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступить ко второй части - это и есть «принцип спирального движения» по тексту. По результатам достижений определяю учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними индивидуально.

Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ.

Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Уроки-практикумы  попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. Учителя математики знают, что учебники не очень хорошо готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ.

Стараюсь при этом продемонстрировать все разнообразие заданий, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет (мне очень нравятся сборники Д.А.Мальцева). Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях, полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к экзаменам. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом.

Ежегодно пополняю кабинет математики новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ.

Результат моей работы – успешная сдача ЕГЭ и ОГЭ ребятами. Даже самые слабые ученики легко преодолевают порог успешности!