Урок рассчитан на учеников 7 класса, проводится в начале учебного года и направлен на воспроизведение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в предыдущем классе.
На уроке использована личностно-ориентированная технология (блочно-модульная), которая позволяет развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы, в группе, в парах, а также дает возможность ребятам проявить свои творческие способности.
Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании таких методических приёмов, как поисково-аналитическая работа, решение учебных задач, анализ текста.
Все задания урока объединены в орфографическом блокноте «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!».
Были созданы условия для индивидуального развития всех обучающихся. У обучающихся развивались приемы научного исследования материала (сбор информации, анализ, формулировка выводов, навыки самооценки и анализа учебной деятельности).
Организации урока способствовала и эффективное применение технических средств – мультимедийного оборудования. Время между этапами урока распределено рационально, каждое задание заканчивалось кратким выводом и попутным комментарием результативности деятельности детей. Переходы между этапами были продуманными и логичными.
Тип урока: урок повторения.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, тестовая технология.
Цели:
Образовательные:
- Повторить ранее изученный материал о правописании приставок пре- и при-;
- Формировать умения:
- различать на письме приставки пре- и при- и слова, в которых пре и при являются частью корня;
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма;
- применять на практике правило правописания приставок пре- и при-
Развивающие:
- Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей обучающихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
- Создавать условия для развития коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной деятельности, коллективного содружества;
- воспитание интереса к урокам русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, компьютерная презентация, раздаточный материал (лист «Мои достижения на уроке», файл с карточками, основа орфографического блокнота «Как прЕкрасно быть прИставкой, как прИятно знать прИставки!», орфографический минимум).
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность |
1. Организационный момент | 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок буду вести я. Зовут меня .... Я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу. |
Знакомство с учителем |
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
- У вас на столах лежит лист «Мои достижения на уроке». Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти листочки. В течение урока вы будете вносить себе отметки за выполненную работу. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. |
Подготовка рабочего места |
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного в 6 классах |
4. Мотивация к учебной деятельности Презентация (Слайд 1-2) ПРИтих, ПРИумолк Змей-Горыныч. Школьным ПРЕмудростям он не учился, поэтому не знает, какую букву писать Е или И словах. |
Фронтальная работа
Решение лингвистической задачи |
3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. | 5. Целеполагание. - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока, исходя из проблемы? (Тема: Правописание приставок пре- и при-) (на доске!) - Каковы цели нашего сегодняшнего урока, исходя из темы? (Слайд 3) |
Фронтальная работа (ответы на вопросы учителя) |
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Цели:
- Результаты нашей сегодняшней работы мы будем оформлять в виде блокнота. Посмотрите на блокнот, который лежит у вас на столе. Как он называется? |
Формулирование проблемы, темы, целей урока |
4. Проблемное решение поставленных целей урока.
Цели: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого повторяется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и пре-; «Орфографический блокнот. Как прЕкрасно быть прИставкой, как прИятно знать прИставки!» |
6. Наблюдение и анализ. - Молодцы, ребята, вспомнили правило. |
Фронтальная работа
Выполнение задания №2 |
- Давайте закрепим это правило. Проверка задания. ПрЕмилый, прИдорожный, прЕступить (переступить), прИплыть, прЕотличный, прИукрасить, прИморский, прИумолкнуть, прЕскверный, прИвстать, прЕувеличивать, прИзадуматься. |
Выполнение задания №3 Самопроверка 0 ош. – «5» |
|
- Ребята, прочитайте следующие слова на слайде. - Как быть в такой ситуации? |
Фронтальная работа |
|
Прочитайте следующее задание №4 Вставить пропущенные буквы. Выписать только те слова, в которых пре и при являются частью корня. При выполнении задания пользуйтесь орфографическим минимумом. - Обменяйтесь своими заданиями, проверьте друг у друга, поставьте отметку друг другу на листах «Мои достижения на уроке». (Слайд 7) |
Выполнение Работа с орфографическим минимумом |
|
Проверка задания. ПрИкрутил, прИйти, прЕнебречь, прИдирчивый, прЕинтересный, прЕмьера, прИвезти, прЕпинания (знаки), прИглушить, прИвилегия, прЕмного. |
Взаимопроверка Оценивание работ друг у друга 5 слов – «5» |
|
- Переверните страничку нашего блокнота и посмотрите, какие «парочки» поселились на этой странице! Давайте соберем их. Задание №5: Соедините пары словосочетаний стрелочками. Например, предать друга (выдать) и придать (добавить вид). Задание выполняется в парах в течение 1,5 мин. - В чем особенность этих слов? - От чего зависит написание этих похожих слов? |
Выполнение задания №4 Работа в парах 5 пар – «5» |
|
- Сейчас достаньте маленькие листочки из файлов. У кого-то они оранжевые, красные, желтые. Подойдите к 1-й парте вашего ряда. Около первой парты вы собираетесь и составляете предложение из этих листочков.
Учитель: |
Групповая работа (составление предложений) |
|
5. Включение в систему знаний. Цели: |
- Тест №1 и Тест №2 на белых листочках. Это тесты разных уровней, вы сами определите, какого уровня задание вы будете выполнять. |
Самостоятельная работа Самопроверка Самооценка 0 ош. – «5» |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: |
8. Подведение итогов. 9. Установление связи учебного материала с жизнью. 10. Самооценка. - Ребята, как вы думаете, в жизни вам эта тема пригодится? (- Да, например, для того, чтобы грамотно писать друг другу письма) - Откройте желтую страницу в ваших блокнотах. Это письмо от Клавы Ошибкиной. Она рассказывает нам сказку. Давайте прочтём письмо. - А письмо с ошибками! Исправьте буквы в приставках и сверьте с оригиналом. Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался. |
Самостоятельная работа (работа с текстом «Найди ошибку») |
- Проверяем себя! Смотрим на слайд (Слайд 10) - Какой была тема нашего урока? |
Самопроверка Самооценка 0 ош. – «5» Фронтальная работа |
|
7. Домашнее задание. Цель: |
- Последняя страница блокнота отведена для письменной домашней работы. - Ребята, как вы думаете, пригодится ли вам орфографический блокнот в дальнейшей вашей учебе? |
|