Правописание приставок пре- и при-. Урок повторения в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Урок рассчитан на учеников 7 класса, проводится в начале учебного года и направлен на воспроизведение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в предыдущем классе.

На уроке использована личностно-ориентированная технология (блочно-модульная), которая позволяет развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы, в группе, в парах, а также дает возможность ребятам проявить свои творческие способности.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании таких методических приёмов, как поисково-аналитическая работа, решение учебных задач, анализ текста.

Все задания урока объединены в орфографическом блокноте «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!».

Были созданы условия для индивидуального развития всех обучающихся. У обучающихся развивались приемы научного исследования материала (сбор информации, анализ, формулировка выводов, навыки самооценки и анализа учебной деятельности).

Организации урока способствовала и эффективное применение технических средств – мультимедийного оборудования. Время между этапами урока распределено рационально, каждое задание заканчивалось кратким выводом и попутным комментарием результативности деятельности детей. Переходы между этапами были продуманными и логичными.

Тип урока: урок повторения.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, тестовая технология.

Цели:

Образовательные:

  • Повторить ранее изученный материал о правописании приставок пре- и при-;
  • Формировать умения:
    • различать на письме приставки пре- и при- и слова, в которых пре и при являются частью корня;
    • обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
    • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма;
    • применять на практике правило правописания приставок пре- и при-

Развивающие: 

  • Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развитие творческих, речевых способностей обучающихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения формулировать проблему.
    • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
  • Создавать условия для развития коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Воспитательные:

  • воспитание навыков самостоятельной деятельности, коллективного содружества;
  • воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, компьютерная презентация, раздаточный материал (лист «Мои достижения на уроке», файл с карточками, основа орфографического блокнота «Как прЕкрасно быть прИставкой, как прИятно знать прИставки!», орфографический минимум).

Этапы урока

Содержание урока
Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1. Организационный момент

1. Приветствие.
2. Высказывание добрых пожеланий.
3 Организация самопроверки

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок буду вести я. Зовут меня .... Я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу.

Знакомство с учителем

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- У вас на столах лежит лист «Мои достижения на уроке». Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти листочки. В течение урока вы будете вносить себе отметки за выполненную работу. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок.

Подготовка рабочего места

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного в 6 классах

4. Мотивация к учебной деятельности
Учитель рассказывает сказку.

Презентация (Слайд 1-2)
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия в виде огромной горы. А на той горе жили слова:
прИумолкнуть, прИверженец, прЕсловутый, прЕзидиум, прИвилегия, прИбывать.

ПРИтих, ПРИумолк Змей-Горыныч. Школьным ПРЕмудростям он не учился, поэтому не знает, какую букву писать Е или И словах.
- А вы, ребята, с такой проблемой сталкивались? Всегда ли мы определенно точно можем сказать, как писать такие слова? (- Иногда затрудняемся)
-  И все потому, что приставки пре- и при- самые трудные в русском языке.
- А вот почему они трудные, это вопрос, на который мы должны ответить в конце урока
(на доске!)

Фронтальная работа
(ответы на вопросы учителя)

 

Решение лингвистической задачи

3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. 5. Целеполагание.
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока, исходя из проблемы? 
(Тема: Правописание приставок пре- и при-) (на доске!)
- Каковы цели нашего сегодняшнего урока, исходя из темы?
(Слайд 3)
Фронтальная работа
(ответы на вопросы учителя)

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Цели:

  • Повторить и закрепить знания по изученной теме.
  • Развивать практические умения в правописании приставок пре- и при-.
  • Ответить в конце урока на вопрос: почему приставки пре- и при- самые трудные?

- Результаты нашей сегодняшней работы мы будем оформлять в виде блокнота. Посмотрите на блокнот, который лежит у вас на столе. Как он называется?
(- Орфографический блокнот «Как прЕкрасно быть прИставкой, как прИятно знать прИставки!»)
- Этапы нашей работы сформулированы в виде заданий в вашем блокноте.

Формулирование проблемы, темы, целей урока

4. Проблемное решение поставленных целей урока.

 

Цели:

организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого повторяется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и пре-;
решение устных и письменных задач проекта

«Орфографический блокнот. Как прЕкрасно быть прИставкой, как прИятно знать прИставки!»

6. Наблюдение и анализ.
7. Закрепление орфограммы.
- Ребята, прежде чем мы будем закреплять наши знания по данной теме, нам надо опереться на то, что мы знаем. Прочитайте задание №2 в ваших блокнотах.
Вспомните алгоритм применения правила «Написание приставок пре- и при-.
(Слайд 4)
- Какое общее значение объединяет слова в каждой группе?
Приехать, прилететь                         Приближение
Пришить, приклеить                         Присоединение = друг к другу
Пришкольный, приамурский           Близость = около
Приоткрыть, присесть                       Неполное действие = чуть-чуть
Прехитрый, предобрый                     ПРЕ = очень
Преградить, прервать                        ПРЕ = пере

- Молодцы, ребята, вспомнили правило.

Фронтальная работа
(проговаривание и запись алгоритма применения правила)

 

Выполнение задания №2

 

- Давайте закрепим это правило.
- Прочитайте задание №3 в ваших блокнотах. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Оцените себя самостоятельно. На листе «Мои достижения на уроке» выставляем оценки.
(Слайд 5)

Проверка задания.

ПрЕмилый, прИдорожный, прЕступить (переступить), прИплыть, прЕотличный, прИукрасить, прИморский, прИумолкнуть, прЕскверный, прИвстать, прЕувеличивать,  прИзадуматься.

Выполнение задания №3

Самопроверка
 
Самооценка

0 ош. – «5»
1-2 ош. – «4»
3-4 ош. – «3»
5 и более ош. – «2»

 

- Ребята, прочитайте следующие слова на слайде.
(Слайд 6)
Привет,  природа, препятствие, презрение.
- Можно ли написание этих слов проверить по тому алгоритму, который  мы вспомнили?
(- Нет)
- Почему?
(- ПРЕ и ПРИ – часть корня, чаще всего это заимствованные слова; в других - значение приставок утрачено: придумать, приготовить; преследовать)

- Как быть в такой ситуации?
(- Запоминать. Обращаться к словарю)

 

Фронтальная работа
(наблюдение, вывод)

  Прочитайте следующее задание №4
Вставить пропущенные буквы. Выписать только те слова, в которых пре и при являются частью корня. При выполнении задания пользуйтесь орфографическим минимумом.
- Обменяйтесь своими заданиями, проверьте друг у друга, поставьте отметку друг другу на листах «Мои достижения на уроке».
(Слайд 7)

Выполнение
задания №4

Работа с орфографическим минимумом

 

Проверка задания.

ПрИкрутил, прИйти, прЕнебречь, прИдирчивый, прЕинтересный, прЕмьера, прИвезти, прЕпинания (знаки), прИглушить, прИвилегия, прЕмного.

Взаимопроверка

Оценивание работ друг у друга

5 слов – «5»
4 слова – «4»
3 слова – «3»
2 слова – «2»

 

- Переверните страничку нашего блокнота и посмотрите, какие «парочки» поселились на этой странице! Давайте соберем их.

Задание №5: Соедините пары словосочетаний стрелочками. Например, предать друга (выдать) и придать (добавить вид). Задание выполняется в парах в течение 1,5 мин.
(Слайд 8)
прЕдать друга (выдать) прИдать (добавить вид)
прЕбывать за границей - прИбывать (приезжать) на станцию
прЕемник (продолжатель) - прИёмник (аппарат)
прЕступить (переступить) закон - прИступить к делу (начать)
прЕтворить мечту (осуществить) - прИтворить (закрыть) дверь

- В чем особенность этих слов?
(- В том, что эти однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение. Буквы е-и помогают различить смысл этих слов)

- От чего зависит написание этих похожих слов?
(- От контекста, поэтому их нужно различать!)

Выполнение задания №4
(1.5 мин., по сигналу учителя останавливаются)

Работа в парах
(установление связей: общее и отличие, формулирование вывода)

5 пар – «5»
4 пары – «4»
3 пары – «3»
2 пары – «2»

 

- Сейчас достаньте маленькие листочки из файлов. У кого-то они оранжевые, красные, желтые. Подойдите к 1-й парте вашего ряда. Около первой парты вы собираетесь и составляете предложение из этих листочков.
Составляем предложения и вывешиваем их на доске, читаем:

  • На уроках русского языка мы повторяем правило написания приставок пре- и при-.
  • На уроках русского языка мы учимся писать слова на пре- и при-.
  • На уроках русского языка мы выполняем тестовые задания.

Учитель:
- Мы повторяли правило написания приставок пре- и при- ?
(- Да)
- Мы учились писать слова на пре и при? (-Да)
- Что же нам осталось сделать?
(- Выполнить тестовые задания)
- Открываем следующую страницу блокнота.

Групповая работа (составление предложений)

5. Включение в систему знаний.

Цели:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых тестовых заданий с последующей проверкой по эталону;
определить уровень знаний по теме

- Тест №1 и Тест №2 на белых листочках. Это тесты разных уровней, вы сами определите, какого уровня задание вы будете выполнять.
- Тест №1 – базовый уровень, тест №2 – повышенный уровень (см. Приложение №2)
- Проверьте себя.
Ответы к тестам на слайде. (Слайд 9)
- На лист «Мои достижения на уроке» выставляем отметку.

Самостоятельная работа
(выполнение разноуровневых заданий
(тест №1, тест№2)

Самопроверка

Самооценка

0 ош. – «5»
1 ош. – «4»
2-3 ош. – «3»
4 и более ош. – «2»

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:
оценить результаты собственной деятельности;
сформулировать выводы (как решили проблему?).

8. Подведение итогов.
9. Установление связи учебного материала с жизнью.
10. Самооценка.
- Ребята, как вы думаете, в жизни вам эта тема пригодится?
(- Да, например, для того, чтобы грамотно писать друг другу письма)
- Откройте желтую страницу в ваших блокнотах.  Это письмо от Клавы Ошибкиной. Она рассказывает нам сказку. Давайте прочтём письмо.
- А письмо с ошибками! Исправьте буквы в приставках и сверьте с оригиналом.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Самостоятельная работа
(работа с текстом «Найди ошибку»)
 

- Проверяем себя!

Смотрим на слайд (Слайд 10)

- Какой была тема нашего урока?
- Какие цели урока были у нас с вами?
- Сможем ли мы ответить на вопрос, почему пре- и при- самые трудные приставки?
(-1 причина: их правописание зависит от понимания их смысла в слове;
2 причина: о правописании этих приставок не одно правило, а целых шесть)
- Хочу обратить ваше внимание, что в толковом словаре С.И.Ожегова ( демонстрация словаря) на слова с приставками отведено 8 страниц, а это значит… Как вы думаете, что значит?
(- Это значит, что такие слова часто встречаются в нашей речи).
- Оцените себя по последней шкале: посчитайте общее количество отметок в ваших листах достижений и разделите на _____. У вас получится средний балл, который и будет являться вашей отметкой за работу на уроке.

Самопроверка

Самооценка

0 ош. – «5»
1 ош. – «4»
2 ош. – «3»
3 и более ош. – «2»

Фронтальная работа
(решение проблемы урока)

7. Домашнее задание.

Цель:
согласовать домашнее задание.

- Последняя страница блокнота отведена для письменной домашней работы.
Для всех: определить лексическое значение слов из задания №4 (пре и при являются часть корня)
На выбор:
1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками при- и пре-.
2.Составить словарный диктант, используя слова с орфограммой, которую сегодня повторили.

- Ребята, как вы думаете, пригодится ли вам орфографический блокнот в дальнейшей вашей учебе?
(- Да, например, при выполнении домашних заданий, при подготовке к экзамену по русскому языку)