Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
текучесть; - пар тоже вода;
- вода может растворять предметы.
- отсутствие собственной формы;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной).
3. Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт;
- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- формировать умение слушать и слышать звуки воды в различных ее вариациях (водопад, ручей, море и т.д.).
3. Воспитательная:
- вызвать у детей стремление беречь воду как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальное восприятие.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- использование игр о воде: «Какая бывает вода? », «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.;
- чтение художественной литературы;
- наблюдение за водой во время прогулок.
Оборудование: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, любое растительное масло, предметы круглой и квадратной формы, иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ, иллюстрация кипятильника, кипяток, зеркало.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты мы уже с вами проводили? (ответы детей)
Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Вос-ль: Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.
Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?
Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.
Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?
Дети: Потому что вода жидкая.
Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
(Самостоятельная работа детей)
Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?».
Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.
Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.
Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла картинку одного из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это кипятильник.
А какая кипящая вода?
Дети: Она очень горячая.
Вос-ль: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.
Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.
Вос-ль: Сейчас я принесу в стакане кипяток. Посмотрите, что это поднимается над стаканом? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в стакан наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей). Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования горячей водой).
Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Вос-ль: Ребята, у меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос-ль:
Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос-ль:
И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.
Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вос-ль: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т.д.).
После игры воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Вос-ль: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?
Дети:
- Вода это жидкость;
- Вода не имеет собственной формы;
- Вода может нагреваться, быть горячей;
- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;
Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках.
Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Литература.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
2. Уланова А.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет / А.А.Уланова, С.О.Иордан. - СПб.: «Детство-Пресс», 2008.