Данное пособие содержит необходимый теоретический материал к каждому заданию КИМ, рекомендации, алгоритмы к выполнению заданий, тренировочные тесты.
В пособие вошли материалы с различных печатных источников, официальных и социальных сетей Интернета.
Материал адресован выпускникам 11 класса и может быть использован для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Название задания |
2 |
Советы выпускникам |
3 |
Задание 1. Как найти главную информацию текста |
4. |
Задание 2. Средства связи предложений в тексте |
5. |
Задание 3. Лексическое значение слова |
6. |
Задание 4. Словник – 2014. Орфоэпические нормы |
7. |
Задание 5. Паронимы |
8. |
Задание 6. Морфологические нормы |
9. |
Задание 7. Грамматические ошибки |
10. |
Задание 8. Безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне |
11. |
Задание 9. Правописание приставок |
12. |
Задание 10. Правописание гласных в суффиксах слов |
13. |
Задание 11. Правописание безударных личных окончаний глагола и гласной в суффиксах причастий настоящего времени |
14. |
Задание 12. Правописание НЕ с разными частями речи |
15. |
Задание 13. Слитное и раздельное написание слов |
16. |
Задание 14. Правописание Н-НН |
17. |
Задание 15. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении |
18. |
Задание 16. Знаки препинания при обособленных членах предложения |
19. |
Задание 17. Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращение. |
20. |
Задание 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении на стыке союзов при последовательном и однородном подчинении |
21. |
Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
22. |
Задание 20. Лексические нормы |
23. |
Задание 21. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
24. |
Задание 22. Функционально-смысловые типы речи. |
25. |
Задание 23. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению |
26 |
Задание 24. Средства связи предложений в тексте |
27 |
Задание 25. Речь. Языковые средства выразительности |
28 |
Список литературы |
29. |
Приложения: тренировочные тесты. |
30. |
Ключи к тренировочным тестам. |
Советы выпускникам
С чего начать и что делать для того, чтобы получить максимум баллов на ЕГЭ по русскому языку?
Во-первых, сначала надо внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, необходимо определить, какие задания вызывают трудности, и начать подготовку.
Будет правильно, если начнете с распределения заданий первой части (задания №1 - №25) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.
Шаг второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, в материал, представленный в свернутом виде, можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.
Шаг третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ». Проработав правило, необходимо выполнить задания (чем больше, тем лучше).
Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться?
В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.
А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 24 и № 25. Задание № 7 и задание № 25 - самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива - сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.
В задании № 25 дан перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на месте пропусков. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка.
Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 25 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.
Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 23-24 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.
При выполнении задания № 24 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.
Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.
Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.
Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?
Задание № 26 - сочинение-рассуждение - имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста.
Сочинение проверяется на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:
- критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
- критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
- критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла;
- «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, который вы использовали в сочинении, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.
УСПЕХОВ!
ЗАДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Как найти главную информацию, содержащуюся в тексте
Задание 1 проверяет умение работать с информацией.
Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Обратите внимание:
предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут:
- противоречить содержанию текста,
- включать информацию, которой в тексте нет,
- передавать лишь часть информации,
- подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
- дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль. Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания.
Итак, последовательность шагов к пониманию текста:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
Советы Г.Т. Егораевой, ведущего специалиста издательства «Экзамен», Москва.
Для анализа предлагаются тексты аргументирующего типа (в них всего по три предложения), где информация представлена в виде определения или объяснения, доказательства, рассуждения и умозаключения. Поэтому особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям: в них, как правило, и содержится главная информация, и среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
НАПРИМЕР:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) Позднее люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З) Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.
2) Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.
3) В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.
4) Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.
5) Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.
Логика размышления:
- 1 предложение содержит информацию о сути открытия, связанного с появлением огня;
- 2 предложение содержит информацию об открытии + о последствиях открытия для развития технологий;
- 3 предложение содержит перечисление конкретных последствий открытия;
- 4 предложение содержит перечисление конкретных последствий открытия;
- 5 предложение содержит информацию об открытии + о последствиях открытия для развития технологий.
Наблюдения показывают: совпали 2 предложение с 5 предложением, 3 предложение с 4 предложением. Но в 3-м и 4-м предложениях содержится второстепенная информация: перечислены примеры использования огня. К тому же примеры не совпали. На самом деле в тексте главной информацией является сообщение об открытии огня и на его основе развитии технологий в человеческой деятельности.
Вывод: ответ 25.