Цель: Использование малых форм фольклора (сказка, пословицы, поговорки, загадки) для речевого развития детей.
Задачи:
Образовательные:
- Развить связанную речь.
- Развивать память, внимание
- Увеличить словарный запас (подключить прилагательные, собирательные существительные: утварь, костюмы; антонимы и синонимы.
Воспитательные:
- Патриотическое воспитание –уважение к культуре и истории своего народа.
- Нравственное и духовное воспитание- чуткость, благодарность, доброта, чувство взаимной помощи.
Оборудование: Русское национальные костюмы, макет печки, речки, дерева. DVD-проигрыватель.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Гуси-лебеди».
- Рассматривание иллюстраций (Маковский картина «Дети бегут от грозы» картины Николая Богданова-Бельского «Новая Сказка», «Алёнушка» — картина Виктора Васнецова.)
Компоненты образовательной деятельности:
Организационный момент
Звучит музыка «Гусли - Русская народная».
Воспитатель: На Руси раньше дети после 5 лет оставались следить за младшими братьями и сестрами, старшим они помогали по хозяйству.
Назовите сказку, где старшая сестра заботится о младшем брате?
Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди".
Воспитатель: как их звали?
Дети: Ваня и Маша.
Воспитатель: у меня есть предложение, давайте приведем Ваню к нам в группу, чтобы он не оставался больше один. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: чтобы привести Ваню, мы должны попасть в сказку «Гуси -лебеди». Сначала мы оденемся так, как одевались дети в те далекие времена. Во что одевались девочки и мальчики?
Дети: Мальчики рубаху и порты, а девочки рубаху и сарафан.
Воспитатель: Молодцы, дети, а сейчас переоденемся, чтобы оказаться в сказке (дети переодеваются в русские народные костюмы). Ребята, мы пришли в сказку, в сказке нам помогут добрые герои и будут мешать злые. Отгадайте, кто нам поможет?
Загадка:
Пышет-жарит!
Кошу нам варит!
(печь)
Воспитатель: а еще:
Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течет вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течет ….
Дети: Река.
Воспитатель: Кто же нам еще поможет?
Гуси-лебеди летели,
Унести домой хотели,
Что за дерево стояло
И от них ребят скрывало?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: А теперь отгадайте, кто нам будет мешать:
Бабке Ёжке птицы служат,
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: как охарактеризуем мы наших помощников? Какие они? (синонимы, к слову добрый).
Дети: Добрые, отзывчивые, добродушные.
Воспитатель: А как вы назовете Гусей-лебедей? (антонимы к слову добрый)
Дети: Злыми, злобными, жестокими, плохими.
Воспитатель: Итак, отправимся за Ванюшкой. Куда же сначала надо идти? (К печке.) (Дети двигаются под музыку.)
Дети: Печка, печка, Будь так любезна укажи нам дорогу к дому Маши и Вани?
(Грамзапись) Скажу, если отгадаете мою загадку.
Слушайте
«Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.»
В Почему вы думаете, что это загадка о весне?
Да, с давних времён русский народ сравнивал весну с девушкой необыкновенной красоты.
А чем же весна красива? (весной природа оживает – солнышко светит и греет, снег тает, появляются лужи, ручьи, капель, проталины, распускаются листья на деревьях, трава зеленеет, просыпаются звери, насекомые, прилетают птицы…)
Воспитатель: Да, весна - прекрасное время года. Весной оживает природа, она всем дарит хорошее настроение, тепло и радость.
Вот мы и отгадали, печка, твою загадку
(Грамзапись): Молодцы!
(Дети благодарят печку и идут дальше под музыку. По окончании музыки подходят к яблоне.)
Воспитатель: ребята, куда нас привела дорожка? (К яблоне)
Дети: Яблоня, яблоня, сделай одолжение, укажи нам дорогу к дому Вани и Маши.
Опишите мои яблоки красивыми словами, тогда скажу.
Воспитатель: Какие яблоки? (золотые, наливные, румяные, ароматные, сочные, сладкие, молоденькие, волшебные, медовые, сказочные, витаминные, полезные…)
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете поговорки о полезных свойствах яблок?
- яблоко по утрам – не будешь ходить к докторам.
- Яблоко на обед – и болезней нет.
- Яблоко на ужин – нам врач не нужен.
- Яблоко в ночь – и болезни прочь.
Яблоки полезные, целебные. В них содержится много витаминов.
(Дети благодарят яблоню и идут дальше под музыку. На пути - речка).
Дети: «Молочная речка - кисельные берега, будь добра покажи…
(Грамзапись) Скажу, если объясните, что означает сказочное выражение «Молочные реки - кисельные берега»
(Версии детей)
Воспитатель: Сейчас мы пьем сладкие кисели, приготовленные из различных ягод и фруктов. Раньше, в старинные времена, кисель готовили из овсяной крупы. Крупу высыпали в чугунок, заливали холодной водой и ставили в русскую печь. Крупа набухала и превращалась в густую кашицу – кисель. Затем горячий кисель разливали по тарелкам и ставили на подоконник остужать. Остывший кисель превращался в плотную, твёрдую массу, который ели с молоком. Овсяной кисель на вкус был чуть кисловатый, но очень сытный и полезный. Это блюдо было одним из любимых, праздничных блюд крестьян. Считалось, в доме, где готовят такое кушанье, живут богатые люди.
Значит выражение «Молочные реки - кисельные берега» означает желание жить богато.
(Грамзапись): Молодцы! Идите по звериным тропкам, они вас приведёт к дому Маши и Вани.
Воспитатель: Вот и пришли мы к дети к домику Маши и Вани, а они играют в горелки, поиграйте с ними.
Физкультминутка
Дети встают парами друг за другом. Впереди спиной к игрокам стоит водящий.
Дети говорят:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленной задачей. К счастью нашему Иванушке даже не потребовалась наша с вами помощь
Дети: Да, нужно добиваться решений поставленных задач
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями, но, а теперь надо возвращается назад в наш любимый детский сад.
(Грамзапись) - Глазки закрываем! Раз, два, три.
Сказку покидаем, только не грусти!
Открывайте глазки. Вот мы и оказались снова в детском саду.