Элективный курс "Микроэкономика"

Разделы: Экономика

Класс: 11

Ключевые слова: экономика, Микроэкономика, Экономические институты


Пояснительная записка

Микроэкономика. Что такое микроэкономика; каковы её цели и важнейшие категории; какие законы формулирует микроэкономика; с какими учебными дисциплинами она тесно связана? Получение обучающимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.

Цели курса:

  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию;
  • расширение и обогащение уже имеющихся у обучающихся знаний по основным вопросам микроэкономики, необходимым современному гражданину России для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Курс «Микроэкономика» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения.

Материал курса разделён на отдельные темы.  

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.

Основные формы отчетности обучающихся: тетрадь с конспектами, заданиями (познавательные задания, проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах, проекты.

Результаты освоения элективного курса

Предметными результатами освоения обучающимися курса являются:

  • сформированность знаний об основах микроэкономики;
  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
  • понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
  • сформированность навыков самостоятельного поиска экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:  

  • освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность к их использованию в познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками, преподавателем;
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
  • владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Личностными результатами освоения обучающимися курса являются:  

  • способность к осознанию российской гражданской идентичности;
  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экономическую культуру;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы.

Содержание курса

Введение (2ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Рынок (6ч).

Типы экономических систем. Рынок. Субъекты рынка. Объекты рынка. Структура рынка. Признаки рынка. Функции рынка. Черты рынка: позитивные, негативные. Система рынков: основа классификации, виды  рынков. Инфраструктура рынка. Конкуренция. Черты конкуренции: позитивные, негативные. Виды рынков (по типам конкуренции). Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Тема 2. Деньги, банки, инфляция (6ч).

Деньги. Причины возникновения и формы денег. Деньги и их функции. Структура денежной массы. Инфляция. Причины, виды и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Денежная реформа. Методы денежной реформы. Банк. Функции банка. Банковская система. Роль Центрального банка в регулировании денежно-кредитной системы страны. Виды коммерческих банков. Основные операции коммерческих банков. Кредит. Функции кредита. Принципы кредитования. Формы кредита. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Тема 3. Рынок труда и безработица (4ч).

Рынок труда. Субъекты рынка труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Основные факторы, определяющие спрос на труд. Основные факторы, определяющие предложение труда. Специфика современного рынка труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Формы заработной платы.   Роль профсоюзов и государства на рынке труда. Безработица. Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных. Безработица: причины и виды. Последствия безработицы: позитивные, негативные. Государственная политика в области занятости.

Тема 4.  Фирма (5ч).

Фирма. Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Предпринимательство. Виды предпринимательства. Функции предпринимательства. Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники финансирования фирмы. Правовые основы предпринимательской деятельности. Менеджмент и его функции. Маркетинг и его основные элементы.

Тема 5. Семейная экономика (3ч).

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Закон Энгеля. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина.

Тема 6. Роль государства в экономике (6ч).

Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Экономические функции государства. Механизмы государственного регулирования экономики. Налоги как источник доходов государства. Объекты и субъекты налогообложения. Системы налогообложения. Виды и типы налогов. Основные принципы налогообложения. Функции налогов. Бюджет: понятие, структура, виды. Как формируется и расходуется  государственный бюджет. Способы оптимизации бюджета. Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета РФ. Государственный долг. Структура государственного долга. Обслуживание долга. Реструктуризация долга.

Итоговое занятие (2ч).

Подведение итогов курса.

Представление результатов проектной деятельности.

Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Всего
часов

В том числе

Формы контроля

лекция

семинар

Практическое
занятие

1

Введение

2

1

1

 

Конспект

2

Рынок

6

2

2

2

Конспект, выступления на семинаре, познавательные задания и проблемные задания, тестирование, презентация

3

Деньги, банки, инфляция

6

2

2

2

Конспект, выступления на семинаре, познавательные задания и проблемные задания, тестирование, презентация

4

Рынок труда и безработица

4

1

2

1

Конспект, выступления на семинаре, тестирование, творческая работа, презентация

5

Фирма

5

2

2

1

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

6

Семейная экономика

3

1

1

1

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация

7

Роль государства в экономике

6

2

2

2

Конспект, выступления на семинаре, познавательные задания и проблемные задания, тестирование, презентация

8

Итоговое занятие

2

 

1

1

Итоговое собеседование, тестирование, реферат, презентация, проекты

 

Итого

34

11

13

10

 

Литература

  1. Ким И.А. Микроэкономика. Учебник. М., 2018.
  2. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. М., 2018.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. Учебник. М., 2018.