В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности? Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления; новости радио и телевидения; различные инструкции и поручения; лекции, рассказы собеседников; актеров в пьесах и кино; телефон и др.
Часто помимо восприятия речи со слуха мы выполняем и другие действия – наблюдаем, говорим, пишем и т.д., но как правило, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.
На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Провести четкую грань в данном случае очень непросто. Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения.
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что помимо таких трудностей как одноразовость предъявления, индивидуальные особенности речи говорящего, существует целый ряд объективных сложностей с первого раза.
Рассмотрим их подробнее.
Объективные трудности при аудировании.
А) Трудности, обусловленные условиями аудирования.
К ним можно отнести:
- Внешние шумы;
- Помехи;
- Плохую акустику;
- Качество звукозаписи;
- Качество используемой на занятиях техники;
- Видимое наличие или отсутствие источника речи.
В) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.
- Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста
- Особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также возможные нарушения артикуляции;
- Различные диалекты иностранного языка.
Именно уровень языковых сложностей и является предметом рассмотрения последней группы типологических трудностей аудирования.
С) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.
К таким трудностям можно отнести использование:
- Большого количества незнакомой лексики,
- Идиоматических выражений,
- Разговорных формул,
- Специальных терминов,
- Аббревиатур,
- Эллиптических конструкций, (сокращенные предложения типа “Nice, isn’t it?”чаще всего встречается в разговорной речи и художественной литературе.)
- Прецизионных слов. (Прецизионное слово - однозначное, общеупотребительные слово, не вызывающее, как правило, конкретных ассоциаций. К прецизионным словам относятся имена собственные, названия дней недели и месяцев, числительные.)
Знание вышеперечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно и создать искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения.
Механизмы аудирования
1. Речевой слух – это один из важнейших механизмов.
Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизмупроисходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различие, а значит и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.
2. Память. В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Оба вида памяти важны для процесса понимания речи со слуха. Важно также формирование еще одного вида памяти - оперативной. Этот вид памяти работает эффективно при наличии установки на запоминание.
3. Вероятностное прогнозирование.
Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.
4. Артикулирование.
Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирорвания. Тот, кто внутренне проговаривает, закрепляет информацию, лучше поймет и запомнит учебный материал.
Система упражнений на развитие навыков аудирования.
Основное упражнение это повторение иноязычной речи за диктором:
А) в паузу
Б) синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования.
Упражнения на развитие речевого слуха.
- Аудирование со зрительной опорой (печатный текст, иллюстрации к тексту, видеофильмы)
- Направленное аудирование (направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации) оно может сопровождаться действием. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения и т.д.
Упражнения на тренировку памяти.
- Подготовительное аудирование (True/false-упражнения, вопросы после прослушивания)
- Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
- Запомнить все даты , имена. Географические названия и т.д. употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.
- Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при воспроизведении по памяти.
- Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.
Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
- Подобрать как можно больше определений к словам.
- Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными.
- По ситуации составить наиболее типичные словосочетания и переводить их.
- Упражнение на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
- Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.п.
Вышеперечисленные виды упражнений показывают, что формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма.