Метод клинической беседы

Разделы: Школьная психологическая служба


Если вы исследуете личность, то вряд ли обойдетесь без беседы.

Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу.

Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т.е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т.е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс - практически свободная беседа - отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.

  • стандартизированная беседа - стойкие программа, стратегия и тактика;
  • частично стандартизированная - стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
  • свободная - программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.

Клинический метод в психологии был разработан Жаном Пиаже, а затем стал своеобразной "визитной карточкой" всей школы Пиаже. Название "клинический" было дано автором в связи со сходством метода с процедурой исследования, применяемой психиатрами, то есть акцент делался на качественный аспект и анализ отдельных случаев. Но при этом наиважнейшей частью метода стал своеобразный констатирующий качественный эксперимент. Своеобразие эксперимента заключалось в том, что эта процедура была абсолютно не стандартизирована. Для проведения этой беседы строился предварительный общий план, но содержание и ход беседы целиком зависели от ответов ребенка. Пиаже считал, что, когда ребенку предложена задача, то нужно пытаться следовать за его мыслью, в каком бы направлении она ни шла. Стандартизированная беседа такой возможности не дает. Метод клинической беседы - это искусство спрашивать.

Консультант намечает лишь общий план проведения беседы, который может меняться в зависимости от ответов собеседника. В такой беседе часто используются не прямые, а косвенные, проективные вопросы и вопросы общего характера. В клинической беседе имеет значение, как вербальное, так и мимическое общение. Кроме того, указывается на необходимость очень доброжелательного отношения к человеку во время беседы.

  • Наиважнейшая часть метода - своеобразный констатирующий качественный эксперимент;
  • Метод клинической беседы - это искусство спрашивать;
  • Метод относится к самым свободным формам беседы;
  • Для проведения этой беседы строится предварительный общий план, но содержание и ход беседы целиком зависят от ответов ребенка;
  • Клиническая беседа не стандартизирована и не имеет жесткой программы, поскольку она всегда индивидуальна. Консультант намечает лишь общий план проведения беседы, который может меняться в зависимости от ответов собеседника;
  • В такой беседе часто используются не прямые, а косвенные, проективные вопросы и вопросы общего характера;
  • Доброжелательная психологическая атмосфера во время беседы;
  • В ходе беседы интерес проявляется не только к явному содержанию ответов, но и к поведению человека.

Структура клинической беседы

Вводная часть

Вводная часть беседы играет очень важную роль. Именно здесь необходимо заинтересовать ученика, привлечь его к сотрудничеству, т.е. «настроить» его на совместную работу. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе учителя, то ее вводная часть должна заинтересовать ученика темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе.

Если инициатором предстоящей беседы является ученик, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что учитель тактично и бережно относится к позициям ученика, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным учеником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение учителя, свидетельствующее о понимании и поддержке ученика.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Второй этап

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний ученика, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет педагогу накопить определенную фактическую событийную информацию.

Третий этап

Этап подробного прямого обсуждения основной темы беседы. (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от педагога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением ученика.

Завершающая фаза - это окончание беседы

Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность ученика к дальнейшей совместной работе.

Рекомендации к проведению беседы

Беседу не следует начинать, не имея достаточной информации о ребенке.

Собирается (накапливается) информация об интересующем ребенке и особенностях его поведения, уточняются и сопоставляются факты.

Есть вещи, о которых либо вообще нельзя спрашивать ребенка, чтобы он не ушел от разговора, либо нельзя спрашивать прямо.

Хотя в принципе клиническая беседа не схематична, можно построить схему негативно, то есть обозначить моменты, о которых нельзя спрашивать. Положительные же инварианты беседы вытекают из того, с чем пришел человек и, главное, для какой задачи он пришел.

Никогда нельзя показывать ребенку, что Вы знаете какие-то ситуации (из предварительно собранной информации), о которых он не говорит. Надо суметь так построить беседу, чтобы он сам заговорил об этом.

Очень важно, как начинается беседа. Ребенок должен проникнуться доверием к консультанту.

В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, то есть позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его высказываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, чтобы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-то теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить.