Проект урока-конкурса для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. «Я рисую музыку» на примере пьесы Г.Свиридова «Парень с гармошкой»

Разделы: Дополнительное образование


План проведения открытого урока – конкурса в школьном самодеятельном оркестре русских народных инструментов.

Возраст детей 8-11 лет, первый год обучения.

Объект работы: Г.Свиридов «Парень с гармошкой», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Р.Н.П. «Вдоль да по речке», Е.Дербенко «Лирическое настроение».

Цель урока:

  • Помочь детям понять замысел композитора.
  • Развивать живописное ассоциативное воображение во время прослушивания музыки.
  • Добиться уверенного выразительного исполнения Г.Свиридов «Парень с гармошкой», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Е.Дербенко «Лирическое настроение».

Задачи урока:

  • Познакомить детей с краткой творческой биографией Г.Свиридова.
  • Познакомить с понятием «программная музыка»;
  • Побуждение детской фантазии к образному мышлению при прослушивании, разучивании музыки и рассматриванию картин: «Музыка рисует, живопись звучит». Познакомить с несколькими картинами известных художников на тему «Народные гуляния».
  • Познакомить с формой рондо, как средством создания музыкального образа в пьесе Г.Свиридова «Парень с гармошкой»;
  • Контролировать точное исполнение нотного текста, штрихов;
  • Добиваться синхронной, коллективной игры в одном темпе всеми участниками коллектива, добиваться выразительного исполнения;
  • Провести конкурс детского рисунка.

Применяемые технологии обучения:

  • проблемного диалога: объяснение, рассказ, беседа;
  • визуализация: метод демонстраций, показ;
  • системно-деятельный подход.

Ход урока

Приветствие.

Кто изображён на портрете? (Георгий Васильевич Свиридов – русский композитор (16.12.1915 г.р. – 06.01.1998 г.)). Сегодня необычный урок. Мы разучили произведение Георгия Свиридова «Парень с гармошкой», ранее учащиеся нарисовали картины, которые при разучивании ассоциировались с этой музыкой. На этом уроке подведение итогов конкурса.

Познакомить с членами жюри из учащихся и педагогов, не имеющих отношения к оркестру.

Для начала мы послушаем эталонное исполнение этого произведения Оркестром русских народных инструментов ЦТ и ВР под управлением Владимира Федосеева https://youtu.be/F_wGZB3ey4M

Кто такой Георгий Свиридов? Давайте узнаем подробнее об этом великом композиторе. (Краткое сообщение готовит учащийся заранее – познавательная информация для младших школьников – 10-15 предложений).

Программная музыка.

Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождающаяся словесным указанием на её содержание (название произведения).

Исполнение «Парень с гармошкой» оркестром «Радуга»

Сколько частей в произведении?

Есть ли повторяющиеся части?

Форма рондо. О форме рондо расскажет учащийся, заранее подготовивший сообщение. Можно прослушать произведение другого автора. Например Иоганн Штраус «Марш Радецкого», написанное в форме рондо.

https://youtu.be/FXQV0M7L72o

Показать табличку-формулу: А-В-А-С-А, где «А» – рефрен – повторяющаяся часть.

Дать детям задание, услышать, сколько частей в этом произведении. Во время рефрена легко стучать по деке медиатором, балалаечники - ладонью.

Теперь вернёмся к нашему рондо Георгия Свиридова.

1. Что вы слышите в части «А» в пьесе «Парень с гармошкой»? Музыкальный образ парня. Какой он? Весёлый – быстрый темп, простая мелодия, повторяющиеся мелодические и ритмические фигуры - восьмые и шестнадцатые длительности, аккомпанемент – простые 2 аккорда, напоминающие по звучанию гармошку. Проиграть часть «А».

2. Что вы слышите в части «В»? Образ праздника, ярмарки - двух тактовые мелодические фразы-попевки (домры, баян), ритмическое и тембровое разнообразие (балалайки, ударные) «рисуют» разных персонажей. Проиграть часть «В». При необходимости проработать синхронность, динамику, чёткость ритма, вхождения в темп из части «А».

3. Что вы слышите в части «С»? Тот же образ ярмарки с небольшими текстовыми изменениями. Красочная многотембровость, обилие ударных инструментов создаёт ощущение скопления народа, атмосферы народного праздника, но каждая фраза-попевка принадлежит разным персонажам (детская фантазия подскажет каким).

4. Всё произведение – это единый образ народного гуляния (Масленица, День города, Ярмарка) с главным персонажем – парнем, играющим на гармошке.

Многие художники рисовали картины на темы народных гуляний, возможно, глядя на них вы тоже услышите это произведение Г.Свиридова.

Сообщение - показ картин тоже заранее готовит ученик (5-10 известных полотен продемонстрировать на большом экране) Приложение 1.

Пока жюри рассматривает рисунки детей, оркестр ещё раз играет Г.Свиридов «Парень с гармошкой».

Затем показываются ещё несколько картин, и учащиеся выбирают картины, соответствующие репертуару оркестра «Радуга»: «Частушки», Е.Дербенко «Лирическое настроение», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Р.Н.П. «Вдоль да по речке». Приложение 2.

Глядя на картины учащиеся комментируют свой выбор по схеме:

  1. На картине активное движение (пляска) или статичные фигуры (созерцание)?
  2. Какая динамика - форте, пиано?
  3. Какое настроение?
  4. Какие инструменты соответствовали бы образу персонажей на картине? Тутти или соло?

Концертное исполнение этих произведений для членов жюри.

Подведение итогов конкурса рисунков.