План проведения открытого урока – конкурса в школьном самодеятельном оркестре русских народных инструментов.
Возраст детей 8-11 лет, первый год обучения.
Объект работы: Г.Свиридов «Парень с гармошкой», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Р.Н.П. «Вдоль да по речке», Е.Дербенко «Лирическое настроение».
Цель урока:
- Помочь детям понять замысел композитора.
- Развивать живописное ассоциативное воображение во время прослушивания музыки.
- Добиться уверенного выразительного исполнения Г.Свиридов «Парень с гармошкой», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Е.Дербенко «Лирическое настроение».
Задачи урока:
- Познакомить детей с краткой творческой биографией Г.Свиридова.
- Познакомить с понятием «программная музыка»;
- Побуждение детской фантазии к образному мышлению при прослушивании, разучивании музыки и рассматриванию картин: «Музыка рисует, живопись звучит». Познакомить с несколькими картинами известных художников на тему «Народные гуляния».
- Познакомить с формой рондо, как средством создания музыкального образа в пьесе Г.Свиридова «Парень с гармошкой»;
- Контролировать точное исполнение нотного текста, штрихов;
- Добиваться синхронной, коллективной игры в одном темпе всеми участниками коллектива, добиваться выразительного исполнения;
- Провести конкурс детского рисунка.
Применяемые технологии обучения:
- проблемного диалога: объяснение, рассказ, беседа;
- визуализация: метод демонстраций, показ;
- системно-деятельный подход.
Ход урока
Приветствие.
Кто изображён на портрете? (Георгий Васильевич Свиридов – русский композитор (16.12.1915 г.р. – 06.01.1998 г.)). Сегодня необычный урок. Мы разучили произведение Георгия Свиридова «Парень с гармошкой», ранее учащиеся нарисовали картины, которые при разучивании ассоциировались с этой музыкой. На этом уроке подведение итогов конкурса.
Познакомить с членами жюри из учащихся и педагогов, не имеющих отношения к оркестру.
Для начала мы послушаем эталонное исполнение этого произведения Оркестром русских народных инструментов ЦТ и ВР под управлением Владимира Федосеева https://youtu.be/F_wGZB3ey4M
Кто такой Георгий Свиридов? Давайте узнаем подробнее об этом великом композиторе. (Краткое сообщение готовит учащийся заранее – познавательная информация для младших школьников – 10-15 предложений).
Программная музыка.
Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождающаяся словесным указанием на её содержание (название произведения).
Исполнение «Парень с гармошкой» оркестром «Радуга»
Сколько частей в произведении?
Есть ли повторяющиеся части?
Форма рондо. О форме рондо расскажет учащийся, заранее подготовивший сообщение. Можно прослушать произведение другого автора. Например Иоганн Штраус «Марш Радецкого», написанное в форме рондо.
Показать табличку-формулу: А-В-А-С-А, где «А» – рефрен – повторяющаяся часть.
Дать детям задание, услышать, сколько частей в этом произведении. Во время рефрена легко стучать по деке медиатором, балалаечники - ладонью.
Теперь вернёмся к нашему рондо Георгия Свиридова.
1. Что вы слышите в части «А» в пьесе «Парень с гармошкой»? Музыкальный образ парня. Какой он? Весёлый – быстрый темп, простая мелодия, повторяющиеся мелодические и ритмические фигуры - восьмые и шестнадцатые длительности, аккомпанемент – простые 2 аккорда, напоминающие по звучанию гармошку. Проиграть часть «А».
2. Что вы слышите в части «В»? Образ праздника, ярмарки - двух тактовые мелодические фразы-попевки (домры, баян), ритмическое и тембровое разнообразие (балалайки, ударные) «рисуют» разных персонажей. Проиграть часть «В». При необходимости проработать синхронность, динамику, чёткость ритма, вхождения в темп из части «А».
3. Что вы слышите в части «С»? Тот же образ ярмарки с небольшими текстовыми изменениями. Красочная многотембровость, обилие ударных инструментов создаёт ощущение скопления народа, атмосферы народного праздника, но каждая фраза-попевка принадлежит разным персонажам (детская фантазия подскажет каким).
4. Всё произведение – это единый образ народного гуляния (Масленица, День города, Ярмарка) с главным персонажем – парнем, играющим на гармошке.
Многие художники рисовали картины на темы народных гуляний, возможно, глядя на них вы тоже услышите это произведение Г.Свиридова.
Сообщение - показ картин тоже заранее готовит ученик (5-10 известных полотен продемонстрировать на большом экране) Приложение 1.
Пока жюри рассматривает рисунки детей, оркестр ещё раз играет Г.Свиридов «Парень с гармошкой».
Затем показываются ещё несколько картин, и учащиеся выбирают картины, соответствующие репертуару оркестра «Радуга»: «Частушки», Е.Дербенко «Лирическое настроение», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Р.Н.П. «Вдоль да по речке». Приложение 2.
Глядя на картины учащиеся комментируют свой выбор по схеме:
- На картине активное движение (пляска) или статичные фигуры (созерцание)?
- Какая динамика - форте, пиано?
- Какое настроение?
- Какие инструменты соответствовали бы образу персонажей на картине? Тутти или соло?
Концертное исполнение этих произведений для членов жюри.
Подведение итогов конкурса рисунков.