Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
- Совершенствовать представление о безопасном поведении на улицах и дорогах города;
- Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении некоторых дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Осторожно дети», «Автобусная остановка»,
- Расширить представление о проезжей части дороги;
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
- Закреплять знания детей о значении сигналов светофора;
- Закреплять правила поведения пешеходов;
- Развивать внимание, мышление, воображение;
- Учить детей находить выход из проблемной ситуации;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность;
- Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.
Предварительная работа:
- Беседы: «Назначение светофора», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта.
- Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения, таких как: С.Маршак «Светофор», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «Энциклопедия воспитанных детей», Т.Перевалова «Доктор Айболит - за дорожную азбуку» и др.
- Дидактические игры «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «Собери картинку из частей», «Кто больше найдет и назовет дорожных знаков».
Словарная работа: тротуар, пешеход, дорожные знаки, проезжая часть.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход НОД
Сегодня, я хочу вам предложить отправиться в путешествие по улицам нашего города и посмотреть все ли знают правила дорожного движения как вы? Хотите? (Ответ детей.) А вот на чем мы с вами отправимся, вам нужно будет отгадать загадку:
Дом по улице идет
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
Ребята, а где же нам следует ожидать автобуса?
Дети: На автобусной остановке.
Воспитатель: Я вам предлагаю найти дорожный знак «автобусная остановка» (перед детьми несколько указателей с дорожными знаками: «больница», «стоянка», «автобусная остановка»).
Давайте вспомним правила поведения на остановке общественного транспорта. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, если на остановке много народа, не становитесь в первый ряд! Вас могут случайно толкнуть под колеса, выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть приближение автобуса.
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопиться:
Лучше в садик опоздать,
Чем попасть в больницу
Молодцы!
Ребята как называется человек, который управляет автобусом?! (Ответ детей)
Дети: Водитель.
Воспитатель: А еще в общественном транспорте принято платить за проезд, а платой за проезд будет ваш правильный ответ.
- Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
- Кто ходит по тротуару? (пешеходы)
- На какое животное похож пешеходный переход? (зебру)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Можно ли играть на проезжей части? (нет)
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы?
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Чем заправляют машины? (бензином)
Молодцы!
Ребята, у меня есть для вас еще одна загадка, послушайте:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь (светофор)
Правильно, светофор.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужен светофор? (Ответы детей)
Дети: Чтобы правильно переходить дорогу.
Дети: Светофор регулирует движение на дорогах, чтобы на улицах был порядок.
Давайте вспомним значение сигналов светофора:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет предупрежденья,
Жди сигнала для движенья!
Свет зеленый говорит:
Проходите путь открыт!
- На какой же сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
Дети: На красный свет.
Воспитатель: А что же это такое правила дорожного движения?
Дети: Это умение правильно себя вести на улице, правильно переходить дорогу, соблюдать знаки дорожного движения.
Проводится физ.минутка «Мы – шоферы» (дети показывают движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: Ребята, можно играть на дороге? Что может случиться?
Дети: На дороге играть нельзя. Попадешь под машину.
Воспитатель: Ребята как мы должны переходить дорогу? (Ответы детей.)
Дети: Нужно посмотреть, есть ли знак «пешеходный переход» или светофор.
Внимательно посмотреть налево, нет ли машин, дойти до середины посмотреть направо.
Дидактическая игра: «Подбери подходящий дорожный знак»
Дети рассматривают ситуацию на картинке и выбирают подходящий дорожный знак.
Дидактическая игра «Почини светофор!»
Ребенку нужно, выбрать нужные сигналы и прикрепить к светофору.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли вернуть огоньки светофору, правильно разложили дорожные знаки.
Воспитатель: А чтобы проверить ваши знания я предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается!».
- Играть на проезжей части дороги (запрещается).
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора (разрешается).
- Идти толпой по тротуару (разрешается).
- Переходить улицу по подземному переходу (разрешается).
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается).
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается).
- Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается).
- Болтать и громко смеяться в транспорте (запрещается).
- Идти толпой по тротуару (запрещается).
- Перебегать улицу на красный свет (запрещается).
- Играть на проезжей части (запрещается).
- Учить правила движения (разрешается).
Молодцы!
Воспитатель: Но вот и закончилось наше путешествие.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие, что особенно? (Ответы детей)
- Ребята, какое хорошее дело мы сегодня совершили? (Ответы детей)
- Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. И я уверена, что вы будете и дальше соблюдать все правила на улицах города.