I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Край родной – моя Югра» для 1-4 классов разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. от 06.10.2009, № 373);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ НОШ № 30;
- учебного плана внеурочной деятельности МБОУ НШ №30;
- годового календарного учебного графика МБОУ НШ №30 утвержденного директором ОУ и согласованного департаментом образования Администрации города;
- программы «Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири». Составитель В.И.Сподина, Х.Мансийск, 1992»;
- сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
В приказе Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 сказано, что основными задачами реализации программы предметной области «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данные задачи можно решать посредством проектирования и реализации программ внеурочной деятельности.
В соответствии с задачами Государственной программы ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014-2020 годы» от 09.10. 2013 года, №413-п, патриотическое воспитание юных граждан России является актуальным и приоритетным.
Кто такие патриоты? Это граждане, которые любят свою Родину.
Для каждого она своя. Это и наша огромная Отчизна – Россия, и богатый северный округ – Югра, и исторический центр – Березово, и наш город Сургут. А еще это – семья, класс, школа.
Краеведческая работа как одно из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, имеющих общественно полезную направленность и поисково-исследовательский характер.
Рабочая программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества. Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемся осваивать и на практике использовать полученные знания.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Цель программы курса:
- формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;
- воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;
- осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
- развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
- укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
- принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
- принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
- принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
- принцип тематизма;
- принцип последовательности;
- принцип культуросообразности;
- принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
- в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7–10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край родной – моя Югра» рассчитана на 4 года.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
- представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
- знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
- умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
1. Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
2. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
3. Природа родного края
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты-Мансийского края.
4. Мой город
Цель блока: прививать любовь к родному города, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.
История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.
5. Край, в котором я живу
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса краеведения «Край родной – моя Югра» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Край родной – моя Югра» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно-эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий;
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
- экскурсия; поездка, поход;
- практическое занятие, викторина, консультация;
- проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину - Югру;
- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. - Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). - Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
- Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в программе «Шаг в будущее»;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:
- замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
- героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений; - ядовитые растения;
- основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- краткие сведения об истории города, округа;
- основные традиции школы;
- различать символику Сургута;
- название близлежащих улиц;
- стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
- оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
- правила безопасности в природе и на улицах города;
- уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
- краткие сведения об истории района;
- различать символику городов округа;
- основные социальные объекты и достопримечательности;
- стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
- выказывать точку зрения, умение слушать других;
- уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- общие сведения об истории поселка, района, округа;
- различать символику городов округа, ХМАО — Югра;
- основные социальные объекты и достопримечательности;
- стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
- выказывать точку зрения, умение слушать других;
- уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ |
Вид |
Какие знания, умения, навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
1 |
Входящий |
Проверка начальных знаний о родном крае, городе |
Беседа |
2 |
Текущий |
Усвоение темы «Я и моя семья» |
Устный рассказ, рисунок |
3 |
Текущий |
Усвоение темы «Природа родного края» |
Иллюстрированный тест «Природа родного края» |
4 |
Текущий |
Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу» |
Проект |
5 |
Итоговый |
Усвоение программы за год |
Итоговый тест |
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». (выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В.И.Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б.Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
4. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А.М.Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д.А.Редин, Н.Б.Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Сейненский Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006.
7. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г.Ф.Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
8. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю.А.Дорохов; ред. Ю.В.Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
Список литературы для детей:
1. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А.Щукин; фот.: А.Щукин [и др.]; авт. текста: Л.И.Попкова, Н.М.Попкова]. – Москва: MV, 2000.
2. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А.М.Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010.