Появившись на свет, ребёнок начинает активно познавать окружающий его мир. Становясь старше, потребность в исследовании только растёт. Учёные доказали, чем больше органов чувств задействовано во время познания, тем лучше ребёнок усвоит, изучит, осознает, воспримет. И чем активнее малыш трогает, нюхает, слушает, ощущает, тем лучше развиваются его познавательные способности.
На сегодняшний день довольно остро стоит проблема организации среды для практического познания, экспериментирования в дошкольном образовании. Ведь метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи:
- познакомить с семенами гороха или фасоли и их значением для людей;
- показать развитие растений на различных этапах;
- показать значение света, воды и тепла для развития растений;
- развивать у детей наблюдательность, заинтересованность, способность к экспериментированию.
Участники проекта:
- Воспитатели
- Дети
- Родители
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (воспитатели, воспитанники, родители);
- по целевой установке – исследовательский, познавательный.
Сроки реализации: Долгосрочный (февраль-апрель)
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – подготовительный
- 2 этап – основной (реализация проекта)
- 3 этап – заключительный
Предполагаемый результат:
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с наглядными пособиями;
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе;
- создание фотоальбома «Ты расти, фасолька!».
Перспективный план проекта
№ |
Мероприятия |
Цели |
Сроки |
1 этап подготовительный |
|||
1 |
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей через ознакомление с окружающим миром». |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
1-2 неделя |
2 |
Постановка проблемы перед детьми. |
Вызвать живой интерес к предстоящей деятельности. |
1 неделя |
3 |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. |
Создать условия для реализации проекта. |
1 неделя |
2 этап основной |
|||
4 |
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. |
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. Углублять и расширять знания о видах растений. |
2 неделя |
5 |
Чтение художественной литературы: сказка «Вершки и корешки», |
Углублять и расширять знания детей о различных овощах, земледелии. |
2 неделя |
6 |
НОД «Всё начинается с семечка» |
Познакомить с интересными представителями мира растений. |
2 неделя |
7 |
Рассматривание семян фасоли. |
Дать представление о форме и строении семени. |
2 неделя |
8 |
НОД «Весёлая фасоль» интегрированное занятие |
Продолжить знакомство с семенами фасоли, как материалом для творчества. |
2 неделя |
9 |
Замачивание семян фасоли: |
Познакомить детей с необходимыми условиями для проращивания семян. |
3 неделя |
10 |
Оформление дневника наблюдений. |
Зафиксировать наблюдения за растениями. |
3 неделя |
11 |
Подведение итогов экспериментирования с замачиванием семян фасоли. |
Закрепить знания об условиях проращивания семян. |
|
12 |
Посадка проросших семян в горшочки с землёй. |
Познакомить детей с процессом посадки проросшего семечка в грунт. |
3 неделя |
13 |
Наблюдение за ростом и развитием фасоли. Фиксирование изменений |
Побуждать детей замечать изменения, радоваться положительным результатам. |
4 неделя |
14 |
Уход за рассадой. |
Познакомить с необходимыми условиями для роста и развития фасоли. Формировать интерес к результатам своего труда. Показать технику рыхления и полива растений. |
5 неделя |
3 этап заключительный |
|||
15 |
Викторина «Огород» |
Конкурсы (загадки, игры, п/эстафета) с овощами и об овощах. |
7 неделя |
16 |
Итоговое занятие «Расти, фасолька!» |
Настроить детей на высаживание растений на грядку. |
8 неделя |
17 |
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. <Приложение1> |
4-8 неделя |
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
Я фасоль в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Художественно- эстетическое развитие
Изобразительная деятельность: плоскостная (рельефная) и объемная лепка с применением гороха и фасоли.
Музыкальное развитие: шумовые музыкальные инструменты своими руками из гороха и фасоли).
Речевое развитие
Стихи про бобовые
Много видов есть фасоли,
И растёт она на поле,
Или по верху плетётся
Где придётся, как придётся.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В чёрную земельку,
В мягкую постельку.
Ты, фасолька, уродись,
Над землёю поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!Посадили огород,
Посмотрите, что растёт!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!- Отчего зацвёл цветок? -
Малыши хотят узнать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.
Загадки про фасоль
Повернулся на бочок,
Этот длинненький стручок.
Приготовишь – съест король,Эту вкусную…
Первое – нота,
второе – то же,
А целое –
на боб похоже.Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты – вот мое название.
Подумай, приложи старание.Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот мое название.
Подумай, приложи старание.
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.Вьётся длинная лиана
По забору вверх и вдоль.
Как созреет - для гурмана
На тарелочке ...
Результаты проектной деятельности:
В процессе реализации проекта воспитанники группы:
- учились наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- познакомились со строением семян фасоли и гороха;
- научились ухаживать за растениями, учитывая их потребности;
- наблюдали за всеми этапами роста и развития фасоли;
- учились фиксировать в дневнике свои наблюдения;
- занимались творческой деятельностью с использованием семян фасоли и гороха (рельефная лепка, аппликация, изготовление шумовых музыкальных инструментов);
- познакомились с литературными произведениями о бобовых культурах (стихи, загадки, сказки);
- занимались развитием мелкой моторики, развитием речи;
- научились бережному отношению к плодам своего труда – растениям;
- составили фотоотчёт по результатам проектной деятельности. <Приложение1>
Обозначенные в проекте цели и задачи были достигнуты.