Экологический проект с детьми среднего дошкольного возраста «Ты расти, фасолька!»

Разделы: Работа с дошкольниками


Появившись на свет, ребёнок начинает активно познавать окружающий его мир. Становясь старше, потребность в исследовании только растёт. Учёные доказали, чем больше органов чувств задействовано во время познания, тем лучше ребёнок усвоит, изучит, осознает, воспримет. И чем активнее малыш трогает, нюхает, слушает, ощущает, тем лучше развиваются его познавательные способности.

На сегодняшний день довольно остро стоит проблема организации среды для практического познания, экспериментирования в дошкольном образовании. Ведь метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.

Задачи:

  • познакомить с семенами гороха или фасоли и их значением для людей;
  • показать развитие растений на различных этапах;
  • показать значение света, воды и тепла для развития растений;
  • развивать у детей наблюдательность, заинтересованность, способность к экспериментированию.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (воспитатели, воспитанники, родители);
  • по целевой установке – исследовательский, познавательный.

Сроки реализации: Долгосрочный (февраль-апрель)

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный
  • 2 этап – основной (реализация проекта)
  • 3 этап – заключительный

Предполагаемый результат:

  • доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с наглядными пособиями;
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе;
  • создание фотоальбома «Ты расти, фасолька!».

Перспективный план проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап подготовительный

1

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей через ознакомление с окружающим миром».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

1-2 неделя

2

Постановка проблемы перед детьми.

Вызвать живой интерес к предстоящей деятельности.

1 неделя

3

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта.

1 неделя

2 этап основной

4

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. Углублять и расширять знания о видах растений.

2 неделя

5

Чтение художественной литературы: сказка «Вершки и корешки»,
Белорусская сказка «Пых», стихотворение Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла..», «Сказка о полезных овощах», «Весёлый огород», «Смешная сказка про овощи», стихотворения про овощи.

Углублять и расширять знания детей о различных овощах, земледелии.

2 неделя
3 неделя

6

НОД «Всё начинается с семечка»

Познакомить с интересными представителями мира растений.

2 неделя

7

Рассматривание семян фасоли.

Дать представление о форме и строении семени.

2 неделя

8

НОД «Весёлая фасоль» интегрированное занятие
(Окружающий мир, ФЭМП, ИЗО)

Продолжить знакомство с семенами фасоли, как материалом для творчества.

2 неделя

9

Замачивание семян фасоли:
- в благоприятных условиях,
- в отсутствии тепла,
- в отсутствии воздуха (в воде).

Познакомить детей с необходимыми условиями для проращивания семян.

3 неделя

10

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдения за растениями.

3 неделя

11

Подведение итогов экспериментирования с замачиванием семян фасоли.

Закрепить знания об условиях проращивания семян.

 

12

Посадка проросших семян в горшочки с землёй.

Познакомить детей с процессом посадки проросшего семечка в грунт.

3 неделя

13

Наблюдение за ростом и развитием фасоли. Фиксирование изменений
в дневнике наблюдений.

Побуждать детей замечать изменения, радоваться положительным результатам.

4 неделя
5 неделя

14

Уход за рассадой.

Познакомить с необходимыми условиями для роста и развития фасоли. Формировать интерес к результатам своего труда. Показать технику рыхления и полива растений.

5 неделя
6 неделя
7 неделя

3 этап заключительный

15

Викторина «Огород»

Конкурсы (загадки, игры, п/эстафета) с овощами и об овощах.

7 неделя

16

Итоговое занятие «Расти, фасолька!»

Настроить детей на высаживание растений на грядку.

8 неделя

17

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. <Приложение1>

4-8 неделя

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

Я фасоль в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: плоскостная (рельефная) и объемная лепка с применением гороха и фасоли.

Музыкальное развитие: шумовые музыкальные инструменты своими руками из гороха и фасоли).

Речевое развитие

Стихи про бобовые

Много видов есть фасоли,
И растёт она на поле,
Или по верху плетётся
Где придётся, как придётся.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В чёрную земельку,
В мягкую постельку.
Ты, фасолька, уродись,
Над землёю поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!

Посадили огород,
Посмотрите, что растёт!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!

- Отчего зацвёл цветок? -
Малыши хотят узнать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!

Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.

Загадки про фасоль

Повернулся на бочок,
Этот длинненький стручок.
Приготовишь – съест король,

Эту вкусную…
Первое – нота,
второе – то же,
А целое –
на боб похоже.

Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты – вот мое название.
Подумай, приложи старание.

Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот мое название.
Подумай, приложи старание.
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.

Вьётся длинная лиана
По забору вверх и вдоль.
Как созреет - для гурмана
На тарелочке ...

Результаты проектной деятельности:

В процессе реализации проекта воспитанники группы:

- учились наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- познакомились со строением семян фасоли и гороха;

- научились ухаживать за растениями, учитывая их потребности;

- наблюдали за всеми этапами роста и развития фасоли;

- учились фиксировать в дневнике свои наблюдения;

- занимались творческой деятельностью с использованием семян фасоли и гороха (рельефная лепка, аппликация, изготовление шумовых музыкальных инструментов);

- познакомились с литературными произведениями о бобовых культурах (стихи, загадки, сказки);

- занимались развитием мелкой моторики, развитием речи;

- научились бережному отношению к плодам своего труда – растениям;

- составили фотоотчёт по результатам проектной деятельности. <Приложение1>

Обозначенные в проекте цели и задачи были достигнуты.