Адаптированная рабочая программа по математике для 1-го класса (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Пояснительная записка

Данная  рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
  • Адаптивной общеобразовательной программы начального общего образования я для обучающихся с ОВЗ - НОДА (вариант 6.3) АНО «Павловская гимназия» на 2018-2022 гг.
  • Примерной адаптированной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Примерной адаптированной программы по математике Т.В. Алышевой, обучающихся по ФГОС ОВЗ (коррекционное образование)
  • Индивидуального учебного плана ученика 1 класса Забродина Кузьмы (обучение на дому).

Данная рабочая программа составлена на основе адаптированной программы по математике Т.В. Алышевой, обучающихся по ФГОС ОВЗ (коррекционное образование). Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю (обучение на дому).

Цели и задачи: Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с ОВЗ НОДА (вариант 6.3). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Программа ориентирована на контингент обучающихся с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющих недоразвитие речи, осложненное изартрическими нарушения и моторной алалией. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка.

Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий, использование шаблонов, трафаретов). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.

Цели образовательно-коррекционной работы

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся  НОДА и умственной отсталостью. Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированиему них жизненных компетенций.

Основная цель обучения математике обучающихся с НОДА и умственной отсталостью предусматривает решение следующих основных задач:

  • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с НОДА и умственной отсталостью определены следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:

  • формирование доступных умственно обучающихся с НОДА и умственной отсталостью математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с НОДА и умственной отсталостью средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 1 классе, направлены на достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в следующем:

  • формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.

Содержание курса

Пропедевтика.

Свойства предметов

  • Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

  • Сравнение двух предметов, серии предметов.
  • Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
  • Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
  • Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

  • Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
  • Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
  • Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

  • Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
  • Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

  • Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
  • Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Единицы измерения и их соотношения

  • Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
  • Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

  • Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.

Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Про­стые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые ари­фметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Про­с­тые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие от­ношения «больше на …», «меньше на …». Задачи на расчет стоимости (цена, ко­ли­че­ство, общая стоимость товара).

Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).

  • Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
  • Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
  • Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
  • Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

Планируемые результаты освоения курса обучающимися НОДА (вариант 6.3)

Минимальный уровень:

  • знание числового ряда 1–10 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 10, с использованием счетного материала;
  • знание названий компонентов сложения, вычитания;
  • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
  • знание и применение переместительного свойства сложения;
  • выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
  • знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
  • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении;
  • решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
  • решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
  • различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
  • знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

Достаточный уровень:

  • знание числового ряда 1—10 в прямом и обратном порядке;
  • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 10;
  • откладывание любых чисел в пределах 10 с использованием счетного материала;
  • знание названия компонентов сложения, вычитания;
  • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания (на равные части и по содержанию);
  • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
  • знание и применение переместительного свойство сложения;
  • выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
  • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
  • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении;
  • знание порядка месяцев в году;
  • определение времени по часам;
  • решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
  • краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
  • различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
  • знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать числа 1—10  при сложении и вычитании;
  • откладывать любые числа в пределах 10, используя счетный материал;
  • понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания;
  •  применять переместительное свойство сложения;
  • выполнять устные и письменные действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
  •  применять соотношение единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
  • различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении;
  • решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
  • различать прямые, кривые, ломаные линии, геометрические фигуры.

Тематическое планирование

Математика

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

2

Число 0. Числа от 1 до 10. Нумерация

13ч

3

Сложение и вычитание

27ч

4

Числа от 1-20. Нумерация

5

Табличное сложение и вычитание

13ч

6

Повторение

 

ИТОГО

66ч

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс (2 часа в неделю, всего 66 часов)

Список литературы и  учебно-практическое оборудование

1.  Математика 1 класс,  Т.В. Алышева, в 2-х частях, учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Москва, «Просвещение», 2016.

2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г. Петровой. – М: Просвещение.

3. Таблицы:

  • Цифры (написание цифр).
  • Числовой ряд.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Таблицы правильного  начертания цифр (печатных и письменных).
  • Таблица сложения.
  • Названия компонентов при сложении и вычитании.
  • Единицы длины: сантиметр и дециметр.
  • Меры стоимости: копейки.

4. Предметные пособия

  • Предметы окружающей действительности.
  • Специально изготовленные предметы для счета.