Цель мастер-класса: Передача педагогического опыта по использованию материнского фольклора в воспитательно-образовательной деятельности детей раннего возраста.
Задачи:
- расширить представления педагогов о материнском фольклоре;
- содействовать формированию у педагогов представлений, об использовании игровых приемов, основанных на организации совместной партнерской деятельности педагога и детей.
Практическая часть
Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор.
Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Потешки помогут вам сделать занятия более интересными. Предлагаю, коллеги, сделать разминку.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть.
Игры-занятия по развитию речи строю на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, вовлекаю в обыгрывание потешек, прошу выбрать игрушки и от их имени ответить звукоподражанием.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры.
Пальчиковые игры — это простые и веселые упражнения, которые помогают налаживать прочный эмоциональный контакт с ребенком.
Предлагаю рассказать сказку «Курочка Ряба» и поиграть с пальчиками
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, глажу по головке, по спинке, кого по ручке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.
Таким образом, материнский фольклор сохраняет свой педагогический потенциал и содержится богатый материал для воспитания ЗОЖ:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
- поддержание бодрого, жизнерадостного настроения,
- профилактику негативных эмоций и нервных срывов,
- всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- воспитание положительных нравственно-волевых качеств,
- воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности,
- потребности в ежедневных физических упражнениях.
Спасибо за внимание!
Литература
- Исламова Э.Р. Веселая зарядка для малышей с потешкой на устах [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5114/
- Никонова И.В. Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни» // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 349-352. — URL https://moluch.ru/archive/282/63506/
- Проценко Е.А., Лебедева Н.В. Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1275-1281. — URL https://moluch.ru/archive/114/29834/
- Русские народные потешки (сборники потешек и детских песенок «Заря-заряница», «Запел Петушок», «Еду, еду в бабе, к деду», «Гуленьки», «Баю-баюшки, баю», «Трынцы, брынцы, бубенцы», «Радуга» и др.)
- Физические упражнения и игры на основе фольклора. Методическое пособие Автор/составитель: Немеровский В.М. Издательство: Русское слово, 2020 г. 96 стр.