Программа логопедического кружка

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Коррекция речи – одна из важнейших задач детей дошкольного возраста. Особенно у детей с моторной алалией.

Задачи:

  • запуск речи
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие психологической базы речи
  • развитие внимания слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления (так как в структуре нарушения этих детей имеются и неречевые нарушения, коррекционная работа предполагает сделать эти процессы произвольными, так как они запускают речь и организуют учебную деятельность ребенка.
  • развитие восприятия и понимания речи.
  • развитие собственно экспрессивной речи.
  • формирование базовых параметров слова;
  • формирование фразовой речи;
  • формирование навыков и умений связной монологической речи, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Развитие зрительного восприятия.

Соотнесение слова с предметом – предметный гнозис. Эта работа является чрезвычайно важной, так как формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи. С этого начинается работа над понимаем речи. Длительное время логопед работает с реальными предметами, постепенно заменяя их денотатами. 90% информации ребенок получает чрез зрительный анализатор, в связи с этим логопед учит ребенка дифференцированно воспринимать материал и большое место в работе уделяется обучению ребенка соотносить часть и целое. Целесообразно проводить игры на нахождение недостающего элемента: лото  обязательно на сюжетной картинке. После этого можно будет перейти к синтезу предметов из частей (разрезные картинки, составление предмета из вырезанных по контуру его частей). Первоначально учат детей соединять части предмета по функциональному признаку, чтобы повысить энергетику правого полушария, так как оно питает левое. Далее учим детей соединять части предметов по прямой линии (контурная картинка, разрезанная по прямым линиям), а затем по ломаной линии.

Развитие тактильного восприятия.

Задачи: Научить детей находить предмет на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру. Формировать дифференциацию тактильного восприятии. Это предполагает наличие такого дидактического материала, когда предметы и похожи между собой и отличаются незначительными деталями «Чудесный мешочек». Накопление пассивного словаря прилагательных, когда логопед просит ребенка достать все колючее или пушистое. Таким образом, формирую речевую функцию у детей необходимо подкреплять всех работой всех анализаторов.

Развитие слухового восприятия.

Слуховое восприятие – это способность ориентироваться с неречевых шумах.Развитие слухового восприятие является важной задачей, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Цели:

  • Обучение идентификации предмета (опознать предмет по характерному шуму, издаваемому этим предметом «Шумовые коробочки»).
  • Научить детей определять направление шума («Найди часики / ключики и т.д.»). тренирует целенаправленное слуховое восприятие, отслеживание звуковой дорожки. Научить различать шумы, различные между собой по силе, высоте, тембру. Компьютерная игра «Развитие речи» Научить дифференцировать неречевые шумы, похожие друг на друга.

Развитие памяти.

Зрительная память.

1) довести объем зрительной кратковременной памяти до норматива (возраст + / - единица – у дошкольников; у школьников + / - двойка).

NB: тренируя объем зрительной памяти, логопед должен помнить, что наглядный материал не должен располагаться в линейку – в разнообразном положении. Можно использовать смешанный материал: картинки и пустые карточки, картинки + геометрические фигуры. Мотивация достигается путем смены дидактических пособий.

2) развитие зрительной линейной памяти. Необходимо учить детей запоминать по порядку. Здесь нельзя работать на случайном материале. Дидактический материал должен быть подобран так, чтобы его расположение подчинялось каким-либо правилам (заяц, капуста, огород, собака). Запоминание такой линейной последовательности опирается на картинку, которую ребенок запоминает). Необходимо научить детей запоминать материал дифференцированно. Самый простой вариант – логопед предлагает материала для запоминания в начале и середине занятия, а в конце в игровой форме просит вспомнить то, что показывали детям.

Слуховая память.

  • развитие объема слуховой памяти;
  • развитие способности запоминать по порядку.

NB: при развитии памяти на слова чрезвычайно важно в качестве лексического материала использовать глаголы. Первоначально развитие слуховой памяти осуществляется с опорой на наглядный материал (И: играл – упал – заплакал; ребята, подберите к ловам картинки). Игра «Что сначала, что потом»

Развитие мышления.

  • формируются операции обобщения (фрукты, овощи, транспорт), т.е. учим детей группировать предметы по ведущему признаку. Сначала необходимо развивать категориальное мышление, умение обобщать словом по всем признакам (все гладкое, красное).
  • формирование понятий у ребенка (об окружающей действительности);
  • операции сериации, как и линейная память готовят ребенка к школе.

Операции сериации неоднотипны. Необходимо научить детей соотносить два ряда предметов по размеру. На основании этой операции формируются слова, близкие по значению.

Операция сравнения (сличения): сравнение предметов, которые окружают ребенка (например, чашка и стакан).

Развитие мелкой моторики.

При моторной алалии всегда имеет место задержка моторного развития, поэтому массаж важен и на его основе формируется операция захвата дифференцированно, пальчиками. Формирование координированности движений руки и глаза, чтобы глаз прослеживал движения руки (счет на счетах, обведение предметов). Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, как размешивают сахар в чашке; пальчиковые театры, теневые театры, куклы би-ба-бо).

Развитие общей моторики.

Работа по развитию координации движений. Специфика состоит в том, что первоначально у ребенка необходимо создать зрительных образ ситуации (сейчас мы будем ходить как великаны и т.д.) Совершенствование ритма действия, т.к. это обеспечивает усвоение слоговой структуры слова Развитие равновесия движений.

Развитие восприятии и понимания речи.

Научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай, принесу – одно действия) ,научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий; первые инструкции не являются предложением); научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные); научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно.

Программа логопедического кружка по  коррекции речи составлена для детей 4-5 лет, которые еще не посещают логопедические занятия и находятся в средней группе и для детей с ОНР 1-2 уровня 5-6 лет, которым необходимы дополнительные занятия для повышения эффективности коррекционного процесса.

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов, а также собственные разработки.

Цель программы – коррекция  речи детей 4-6 лет с использованием игровых технологии. Организация коррекционного процесса подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в формировании речи у детей с моторной алалией.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МДОБУ «Детский сад № 93 комбинированного вида».

Количество занятий в неделю: 1

Формы проведения занятий - подгрупповое.

Методы:

  • рассматривание разнообразных игрушек;
  • сказочные путешествия;
  • дидактические подвижные игры на звукоподражание;
  • драматизация сказок и произведений;
  • заучивание считалок, загадок и стихов;
  • использование мультимедиа;
  • песочная терапия,  пальчиковый сухой бассейн и т.п.

Перспективный план занятий логопедического кружка   

Развитие
артикуляционного
аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие
фонематического
 слуха

Развитие дыхания

Развитие связной  речи, обогащение словаря

1

Артик. упр. для губ и языка с картинками стихами. Презентация №1

Упр. «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки» и др.

Упр. «Послушаем звуки вокруг нас»
Комп.игра «В комнате»

Упр. «Сдуй ватный шарик»

Повторение стихотворений  
А. Барто из серии «Игрушки»

2

Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.
Презентация №1

Упражнения со шнуровками № 1.

Упр. «Послушаем звуки вокруг нас»
Комп.игра «Во дворе»

Упр. «Подуй на цветок»

Повторение стихотворений А.Барто из серии «Игрушки»

3

Динамические артик. упр. для губ и языка.
Презентация №1

Упражнения со шнуровками № 2.

Упр. «Узнай по губам, какой звук я хочу сказать»

Упр. «Загони мяч в ворота»

Покажи сказку «Колобок», настольный театр

4

Динамические артик. упр.  для губ и языка.
Презентация №2

Упражнения со шнуровками № 3

Упр. «Принеси картинку с заданным звуком»

Упр. «Помоги охотнику»

Покажи сказку «Колобок»,

5

Динамические артик. упр.  для губ и языка.
Презентация №2

Упражнения со шнуровками № 3

Упр. «Большие и маленькие насосы»

Упр. «Сдуй листок»

Пересказ сказки «Теремок»», с показом н/театра

6

Динамические артик. упр.  для губ и языка.
Презентация №2

Упр. с желудями, пост роить фигуры: змейка, бусы, гусеница и т.п.

Упр. «Жучки и комарики»

Упр. «Сдуй бабочку со цветка»

Пересказ сказки «Теремок»», с показом н/театра

7

Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др.

Упр. «Мы писали…», повторение «Где комарики живете?»

Упр. «Змейки большие и маленькие»

Упр. «Лодочки плывут по реке»

Показ сказки «Три медведя», пальчиковый театр

8

Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др.

Упр. с желудями, насыпанными в ёмкость

Упр. «Послушай и назови, кто издает звук?»

Упр. «Подуй на шарик»

Д/игра «Когда это бывает?» (времена года)

9

 Упр. для постановки звука «Л» - комплекс для «Р».

Упр. со стихами «Мальчик с пальчик»,  упр. «Грабли»

Шумовые коробочки

Упр. «Сдуй пушинку и снежинку»

Внесение и описание мягкой игрушки – мишки, заучивание  стих.

10

Артикуляционные упр. для челюстей, губ и языка с карточками

Упр. «Семья», Упр. с гранеными карандашами.

Различение звучания музыкальных. Инструментов

Упр. «Подуй
на осенний листок»

Закрепление названия домашних птиц, заучивание потешки.

11

Повторение упр. для челюстей и языка

Упр. «Ёжик», повторение упр. с карандашами

Упр.
« Угадай, кто кричит?»

Упр. «Подуй в бутылочку»

Описание мягкой игрушки кошки, зауч. «Кисонька- Мурысонька»

12

Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок»

Упр. «Скачет зайка косой», повт. упр. со стихами.

Игра «Телефон», различение в начале слова гласных звуков

Упр. «Загони мяч в ворота»

Д/игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов

13

Повторить упр. для губ, добавить новые «фотоальбом»

Упражнения с разноцветными прищепками

Упр. «Большие и маленькие барабаны»

Упр. «Сдуй шарики»

Описание игрушки ёжика, зауч.  потешки «Жадина»

14

Комплекс арт. упр. для губ, с использ.  карточек

Упр. со стихами «Капуста», повторение  «Семья», «Зайка»

Д/игра «Колокольчики Динь-Дон»

Упр. «Сдуй бабочку»

Д/игра «Собери овощи и фрукты в  корзины» , классификация.

15

Комплекс  арт. гимнастики для губ и челюстей

Массаж с мячами с шипами, упр. «Солнышко»

Д/игра «Живые звуки» (на полянке)

Упр. «Сдуй кольца у клоуна»

Сравнение игрушек кошек (мягкой и резиновой).

16

Комплекс арт. гимнастики для губ и челюстей.

Массаж с мячами с шипами и упр. с прищепками.

Упр. «Лягушка и лягушата»

Упр. «Подуй на полоски
бумаги»

Д/игра «Узнай овощи  и фрукты по описанию», загадки.

17

Артик. упр. для языка «Лопаточка», «Стрелочка», «Часики»

Упр. «Вышли пальчики гулять»,  повтор других
упр. со стихами

Упр. «Жуки летают, жужжат»

Упр. «Сдуй бабочку с цветка»

Описание мягкой игрушки собаки, загадки.

18

Артик. упр для губ и языка, «Наш забавный язычок», разучивание.

Массаж с еловыми шишками, со стихами

Упр. «Комарики летают и звенят»

Упр. «Корабли
плывут по морю»

Закрепить названия домашних и диких животных.

19

Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками

Массаж с еловыми шишками, повторение упр. со стихами.

Упр. «Жуки и комарики»,  различение звукоподр.

Упр. «Подуй на одуванчик»

Д/игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей.

20

«Сказка о Веселом язычке»,
Арт.  гимнастика для губ и языка

Упр. «Где комарики живете?»

Упр. «Накачаем шину насосом»

Упр. «Сдуй снежинку»

Описание мягкой игрушки слона, стих. «Спать пора», А. Барто

21

«Сказка о Веселом язычке», чередование упр. «Улыбка», «Хоботок»

Массаж для рук с плоскими расческами с ручкой.

Упр. «Большие и маленькие колокольчики»

Упр. «Подуй в бутылочку»

Познакомить с дикими животными: олень, лось, дикий кабан.

22

«Сказка о Веселом язычке»,
Добавить упр. «Индюк»

Повторить массаж с плоскими расческами.

Д/игра «Угадай на слух музыкаль ный инструмент»

Упр. «Сдуй пушинку»

Познакомить с дом. животными: баран, овцы, ягнята,

23

«Сказка о Веселом язычке», чередование упр. «Слоник», «Лягушка»

Разучивание упр. Ты кто?», повторение «Комарики»

Д/игра «Кто позвал?»

Упр. «Загони мяч в ворота»

Упр. «Закончи предложение» - ежонок будет…(Ежом) и т.п.

Список используемых источников

  1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
  2. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.
  3. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.
  4. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  5. Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256.
  6. Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.
  7. Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.
  8. Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.:  Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.
  9. Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.