Педагогическое кредо
Самое главное, на мой взгляд, дарить счастье людям, а может это делать только учитель. А счастье подарит только тот, кто счастлив сам. Так вот я самый счастливый человек, потому что я – учитель.
И вот уже на протяжении 29 лет встречаюсь с замечательными, юными сердцами каждый день.
Кажется, это было только вчера, я совсем юная городская девушка приехала в сельскую школу по распределению после педучилища. И вот я - учитель. Первые уроки. Эти глаза, которые ждут чуда. А как иначе! А чудо было в самом простом и самом трудном – это умении просто жить и радоваться жизни. Так не только я учила своих третьеклассников, но и они меня. Это было так здорово! Как однажды сказала мне Мария Егоровна Копылова учитель начальных классов со стажем в 40 лет: “Светлана, ты свой первый год работы в школе, своих первых учеников будешь помнить всю жизнь”. Так это и есть.
А потом годы учебы в институте и счастливая я пришла работать уже в городскую школу. Я – Учитель, которая должна обладать умением найти правильный подход к каждому ребенку, чтобы зажегся в нем огонек познания, чтобы появилось желание учиться.
Главное — понимать ребёнка. Открыть ему свое сердце, впустить и принять его таким, какой он есть. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, со своим мировоззрением, миропониманием. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, развить, обогатить эту личность. Необходимо создать условия для творческого развития ребенка, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, идя рядом, вовремя подставив плечо. Как этого достичь? На самом деле все просто: учителю нужно самому быть яркой личностью. Ведь как писал К.Д.Ушинский «только личность может воспитать личность».
Конечно же, я должна быть профессионалом, заниматься самоподготовкой и методическим самосовершенствованием, но главнее всего личностный рост, мой внутренний мир и человеческие качества. Я должна никогда не останавливаться на достигнутом, иначе смогу ли вести за собой детей? Доверятся ли мне дети на пути к познанию? А каким должен быть учитель, чтобы ребёнок смог довериться ему, открыть свою душу, поделиться своими радостями и печалями? Я считаю, что прежде он должен быть Человеком, неравнодушным, щедрым, с чувством юмора, в меру строгим, компетентным в своей области, артистичным.
Но самое главное, на мой взгляд, и в тоже время самое сложное - это помочь ребенку стать счастливым в этом мире. А что такое счастье, спросите Вы?
Что такое счастье? Просто жить!
Любоваться красотой природы,
Весело смеяться и немного погрустить,
Не бояться ни какой погоды.
Счастье-это радости встреч.
Счастье–это дружбу сберечь.
Счастье-это любимый мой дом,
Чтоб все хорошо было в нем!
Важно, помочь ребенку научиться радоваться простому и сложному, обыденному и необыкновенному, не только своим победам и достижениям, успехам и открытиям, но и радоваться неудачам. Ведь что такое неудача? Это лишь ещё одна возможность стать лучше. Школа, с помощью учителя, должна стать школой радости. Где каждый день маленького ученика ожидает радость встреч с одноклассниками и учителем, радость новых знаний и впечатлений.
Но научить ребенка счастью трудно.
Видеть мир открытыми глазами,
Радоваться солнцу и внезапному дождю
Обнимая этот мир руками.
Как же можно научить ребёнка счастью? Мне кажется, ответ прост: нужно самому учителю быть счастливым. Счастливым от своей работы, счастливым от каждой встречи с детьми, счастливым от каждого вопроса и спора возникающего на уроке, счастливым от самой жизни. Ведь только тот, кто счастлив сам, может этим счастьем поделиться с другими.
Так каким должен быть Учитель? Для себя я ответила так: прежде всего открытым, чтобы каждый жест и слово учителя вызвали в ребенке желание идти за ним, идти вместе с ним. Учитель должен быть динамично развивающейся личностью, вызывая у ребенка желание, стремиться всегда вперед. Учитель должен быть носителем счастья, чтобы помочь ребенку найти источник счастья в себе самом.
Это трудно, но так должно быть.