«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации
и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Александр Иванович Куприн
Урок-закрепление
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Приветствие |
«Вы - ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, поэтому не ударите лицом в грязь, и урок пройдет без сучка и задоринки». - Что вы услышали в моем приветствии? |
Фразеологизмы |
|
Актуализация и пробное действие |
- Что такое фразеологизм? Используя текст научного стиля, ответьте на вопрос. |
Ф - это образное выражение, |
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической речью в соответствии с грамматическими нормами |
Обозначение |
Для темы нашего урока я взяла выражение |
(Ф употребляются в переносном значении, которое надо понимать правильно) |
|
Постановка цели |
Эпиграфом к нашему разговору на занятии будут - Выделите ключевые слова в высказывании лингвиста. - Какую цель для нашей работы можно поставить, опираясь на ключевые слова? |
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка». Продолжить знакомство с фразеологией и углубить свои знания в этой увлекательной и занимательной сфере языка |
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения |
Первичное |
- Прочитайте шуточный диалог. В чем его особенность? С ног до головы - В этом тексте 21 фразеологизм со словами НОГА, РУКА, ГОЛОВА. Попробуйте найти эти устойчивые сочетания. - Они используются в разговорной или книжной речи? |
С ног до головы |
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Полминутки для шутки |
Какие фразеологизмы изображены? |
Сесть в калошу = потерпеть неудачу
Водить за нос = обманывать
Вставлять палки в колеса = препятствовать |
Личностные УУД: проявлять внимание, желание больше узнать, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики |
Первичное
|
Исследование источников русской фразеологии - А сейчас предлагаю построить Дом знаний, каждый этаж этого дома – источники появления фразеологизмов в русском языке. Ваша задача: из кирпичиков возвести здание |
Работа в группах с раздаточным материалом |
Регулятивные УУД: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей̆ деятельности |
Минутка для любознательных |
На Руси существовал когда-то такой порядок:
разные просьбы к царю (челобитные) опускали в
специальный ящик, который был прибит к столбу
возле дворца в селе Коломенском под Москвой. - К какому источнику отнесем данный фразеологизм? |
К первому: разговорно-бытовая речь |
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Внимательно прочтите описания различных жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл. И не забывайте, что «и тебе всегда, как другу, оказать готов услугу русской речи государь по прозванию СЛОВАРЬ». Но вы можете воспользоваться также интернет-источниками. |
|
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, отбирать информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. |
1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит. | 1. Слов на ветер не бросает. | ||
2. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет. И рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планёра сделает. | 2. Золотые руки. | ||
3. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». | 3. Редко, но метко. | ||
4. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришёл. | 4. Легок на помине. | ||
5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. | 5. Вышел сухим из воды. | ||
Блиц-опрос «Попади в цель» Ответьте одним словом на вопросы: как говорят о человеке: |
|||
- который часто меняет свои решения; | Семь пятниц на неделе | ||
- у которого слова не расходятся с делом, который всегда выполняет свои обещания; | Хозяин своего слова | ||
- которого трудно заставить поверить чему-либо; | Фома неверующий | ||
- очень скромном, тихом, кротком; | Воды не замутит | ||
- безобидном, добром; | Мухи не обидит | ||
- робком, скромном, незаметном; | Тише воды, ниже травы | ||
- который с трудом, с неохотой трогается с места, принимается за что-то; | Тяжелый на подъем | ||
- который вдруг понял истинное положение вещей, настоящую правду; | Глаза открылись | ||
- который пришёл некстати, не вовремя; | Нелёгкая принесла | ||
- который испытывает сильное желание сделать что-либо, заняться чем-либо; | Руки чешутся | ||
- который держится неестественно прямо; | Будто аршин проглотил | ||
- очень болтливом; | Язык без костей | ||
- который бесследно исчез; | И след пропал; поминай как звали | ||
- который не понимает того, что очевидно, понятно всем; | С луны свалился. | ||
- который чувствует большую неловкость, стыд; | Готов сквозь землю провалиться | ||
- который испытывает чувство сильного испуга, ужаса. | Волосы дыбом становятся | ||
Минутка для любознательных |
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивали перед работой (отсюда фразеологизм ЗАСУЧИВ РУКАВА – усердно принявшись за дело), а зимой опускали, чтобы согреть руки. Конечно, со спущенными рукавами человек работал плохо, так как они ему мешали. Отсюда СПУСТЯ РУКАВА – кое-как, небрежно. |
|
|
Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку. |
Зачитывают получившиеся рассказы |
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой̆ и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания. |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
«Всяк молодец на свой образец» – тема домашнего сочинения Расскажите о своем друге, подруге, родственнике, используя как можно больше фразеологизмов (8-10 предложений), и не забывайте: у вас должно быть МУДРЕНО СОТВОРЕНО! |
|
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения. |
Рефлексия |
- Продолжите фразу по выбору: - У меня возник вопрос…… - Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…. - Какая мысль, высказанная на уроке, особенно запомнилась… |
|
Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |