Учебник "Окружающий мир" авторы: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова.
Программа "Школа России".
Цели урока:
- создать у учащихся представление о природной зоне.
- вырабатывать интерес к обучению и любознательность;
- воспитывать бережное отношение к родному краю.
Задачи урока:
- дать понятие ученикам о зоне пустынь, ознакомить с географическим положением и климатическими условиями;
- изучить особенности растительного и животного мира;
- выявить положительные действия человека на природную зону и экологические проблемы, возникающие в результате этой деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- развитие уверенности и интереса к приобретению знаний;
- умение определять связи между мотивом и целью обучения, умение принимать собственное решение при ответе;
- развивать способность к самооценке на основе успешного выполнения поставленных задач.
Метапредметные УУД
- Регулятивные УУД: сформировать умение выполнять действия по плану,выявлять цель своей деятельности на уроке; соотносить свои действия согласно поставленной задаче.
- Коммуникативные УУД: развивать умение участвовать в диалоге, беседе в группе, договариваться по поставленным вопросам; умение уважительно относиться к высказываниям другого участника беседы.
- Познавательные УУД: развивать умение работать с разными источниками информации; применять отличные друг от друга способы переработки нужной информации; умение находить причинно-следственные связи между объектами изучения.
- Предметные УУД: ознакомиться с географическим положением и климатическими условиями изучаемой зоны; выяснить отличительные особенности растительного и животного мира, разобраться в экологических проблемах, возникающих в результате деятельности человека.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков, Е.А. Кроючкова, рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", карта природных зон, презентация, карточки-приложения для групповой и самостоятельной работы, видеофильм о пустыне, плакат с изображением пустыни формат А3, карточки с изображением джузгуна и верблюжьей колючки (на магнитах).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности: (слайд 2)
- Все, кто любит родную природу
Наслаждаются красотой лесов и степей!
Берегите природные зоны
С ними будет наш мир добрей и светлей!
- Как вы считаете, почему человек любит природу?
- Почему надо охранять и беречь природные зоны?
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
– Вместе с нашим героем Незнайкой давайте вспомним, какие природные зоны мы уже изучили с вами на предыдущих уроках? (слайд 3)
– Назовите расположение природных зон с севера на юг.
– Какая природная зона отличается самым суровым климатом?
– Какая зона расположена севернее зоны лесов?
– А какая зона занимает самую большую площадь?
– Южнее лесной зоны идёт зона…?
– Незнайка, как всегда, всё перепутал. Надо помочь ему и распределить представителей изученных природных зон согласно таблице. Сейчас вы будете выполнять задание и работать в парах. (слайд 4)
Представители растений и животных: типчак, северный олень, песчанка, белый медведь, морж, коростель, лемминг, дятел, бурый медведь, ягель, осина, водоросли, сосна, степной орёл, морошка, лишайники, ковыль, джузгун)
Работа с таблицей на карточках. Приложение 1
Природный мир арктических пустынь |
|
Растения |
Животные |
|
|
Природный мир тундры |
|
Растения |
Животные |
|
|
Природный мир лесов |
|
Растения |
Животные |
|
|
Природный мир степей |
|
Растения |
Животные |
|
|
III. Проблемная ситуация.
Проверка выполненного задания. (слайд 5)
– Всех ли представителей вы распределили по природным зонам? (слайд 6)
– В чём у вас возникло сомнение? (Вам незнакомы слова джузгун и песчанка, и скорее всего вы не можете точно сказать к какой зоне их отнести?)
– Хотите ли Вы узнать, к какой природной зоне относятся эти представители? Сегодня нам представится возможность узнать и получить новые для себя знания.
Это будет новая изучаемая зона, и мы по плану должны на уроке понять ее особенности (узнать, что такое джузгун и песчанка и к какой зоне их отнести, изучить новую природную зону по алгоритму - нам важно узнать географическое положение, особенности климата, представителей растительного и животного мира, разобраться в вопросах деятельности человека по освоению пустынь).
IV. Выход из проблемной ситуации.
– Мы изучили 4 природные зоны, как меняются климатические условия, что происходит с температурой воздуха?
- Какую зону мы изучали на прошлом уроке? Богат ли мир растений и животных степей по сравнению с зоной лесов?
- Как вы думаете в следующей зоне, которая идет южнее зоны степей температура будет выше или ниже?
- А представителей растительного и животного мира будет больше или меньше?
- Отгадайте загадку: (слайд 7)
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка.
– Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? О какой природной зоне мы сегодня будем вести речь? (слайд 8)
– Ребята, как вы считаете, а слово пусто и пустыня имеют что-то общее? (высказывания детей)
– Люди могут жить в пустыне?
– Какова цель и задачи нашего урока? (слайд 9)
V. Составление плана работы
- Вам необходимо вспомнить алгоритм изучения природной зоны и расставить в нужном порядке этапы своей работы.
Работа по группам. Приложение 2
- Деятельность человека и возникающие экологические проблемы. (4)
- Животные в мире пустыни. (3)
- Географическое положение и климатические условия зоны пустынь. (1)
- Растения в мире пустыни. (2)
Проверка задания по слайду (слайд 10)
- Молодцы! Теперь мы смело можем отправляться в наше путешествие! Работать вы будете по станциям. Ваша задача подготовить сообщение по заданной теме и представить его классу. Работайте все внимательно, если мы верно справимся с заданиями, то в конце урока сможем увидеть свою пустыню. Готовы? В добрый путь!
VI. Изучение нового материала. Работа по станциям. (слайд 11)
- Ребята, у вас в группах у каждого есть учебник и лист с заданием. Изучив материал, вам необходимо ответить на вопросы после задания. Затем мы прослушаем ваши выступления. Время на подготовку 10 минут.
- Участники первой станции "Юные географы и метеорологи" расскажут нам о географическом положении и климате пустыни.
- Вторая станция "Знатоки растений" помогут узнать нам интересную информацию о растениях пустыни.
- Третья станция "Знатоки животных" расскажут нам об особенностях животного мира.
- Четвертая станция "Юные экологи" помогут разобраться в экологических проблемах пустыни.
- Прошу Вас приступать к заданию.
(Ученики сначала самостоятельно, а потом обсуждают в группах полученный материал. Учитель может помочь при возникающих вопросах).
Станция "Юные географы и метеорологи". Приложение 3
Работа с карточкой и по учебнику с фотографиями на с. 118.
Задания для первой группы.
– На ваш взгляд, зона степей сразу сменяется зоной пустынь или есть промежуточная зона? (молодцы, это полупустыни)
– Мы часто слышим, что в пустыне жарко, а есть ли в пустыне зима? (да, но она короткая)
– Чем пустыни отличаются от всех других зон? (резкий перепад температуры в течение суток, меньше растительности)
– Каким цветом обозначают пустыни? (коричневым)
– Что вы можете сказать о поверхности пустыни? (она состоит из песка, камней, глины)
– Как климатические условия влияют на виды пустынь? (ветра образуют барханы, палящее солнце способствует растрескиванию поверхности из глины)
Станция "Знатоки растений пустыни".
Работа с карточкой и по учебнику с.122.
Задания для второй группы. Ребята делают вывод о приспособленности растений к жизни в пустыне.
- Теперь мы можем ответить на первый проблемный вопрос и знаем что джузгун - это….? (растение). Какую пользу оно приносит пустыне? (задерживает пески)
- Как выживает саксаул в столь засушливых почвах? (имеет длинные корни)
- Почему листья растений имеют форму иголок и колючек? (чтобы меньше воды испарялось с поверхности растения)
- Какие растения не смогут выжить в пустыне? (поздноцветущие, с широкими листьями)
- Почему растения пустыни надо беречь и охранять? (они нужны человеку и животным)
Станция "Знатоки животных пустыни"
Работа с карточкой и по учебнику с.123.
Задания для 3 группы.
- Теперь ты знаешь, что песчанка - это…? (мелкий грызун, житель пустыни, ведет норный образ жизни, наносит вред растениям, так как ими питается)
- Почему пустыня ночью оживает? (днем очень жарко, а ночью животные выходят в поисках пищи)
- Как ты думаешь, почему верблюд, находясь долгое время под солнцем, может не пить воду? (в горбах верблюда жир имеет способность перерабатываться в воду)
- Из-за чего животные не обжигаются о горячий песок? (быстро передвигаются и прыгают)
- Что должно уметь и иметь животное, чтобы найти еду в пустыне? (животные должны уметь рыть норы, зарываться в песок)
Станция "Юные экологи и защитники пустыни".
Работа с карточкой и по учебнику с.124.
Задания для 4 группы.
- Что полезного сделал человек в пустыне? (Люди открыли доступ воде в пустыне, стали строить оросительные каналы, добывать полезные ископаемые. Если появились каналы, то на орошаемых землях появились виноградники, сады, появились плантации хлопчатника. Рядом с оазисами стали пастись домашние животные: овцы, верблюды.)
- Плюсов много от хозяйственной деятельности человека, но подумайте, какие проблемы, связанные с экологией, стали возникать?(чрезмерное орошение земель; неумеренный выпас скота; браконьерство)
- Почему в некоторых районах пустыни растения совсем не могут расти? (из-за неумеренного орошения земель)
- Каковы последствия неумеренного выпаса скота? (неверный выпас скота приводит к появлению подвижных песков и исчезновению растений)
- Что делает человек чтобы сохранить природу пустыни? (высаживает растения, создает оазисы, заповедники)
VII. Закрепление изученного материала.
А сейчас наши знатоки и экологи расскажут о полученной в группе информации.
Представители от каждой станции в течение 2-3 минут выступают с информацией.
- Первая станция (слайд 12-13)
- Вторая станция (слайд 14-15)
- Третья станция (слайд 16-17)
- Четвертая станция (слайд 18-19)
– Выполним задание № 1-3 в рабочей тетради.
VIII. Физкультминутка. Выполнение упражнений.
Солнце светит высоко - (встать на цыпочки, руки вверх)
Очень – очень высоко,
А колодец далеко - (движение рук в стороны)
Очень-очень далеко,
А вокруг одни пески (волна руками влево и вправо)
Слева, справа всё пески.
А пески те горячи (прыжки на месте, руки на поясе)
Очень-очень горячи.
Караван идёт день полный (ходьба на месте)
Впереди нелёгкий путь.
Но хозяин очень добрый,
Дал верблюдам отдохнуть! (сесть за парту)
IX. Работа с видеофильмом. Первичное закрепление знаний.
- Ребята, подумайте, растения и животные пустыни связаны между собой? Полезны друг другу?
- Юные путешественники, сейчас у Вас есть возможность убедиться, правы вы или нет. Внимательно посмотрите видеофильм, после просмотра нам надо будет выполнить задание.
Просмотр видеофильма Приложение 4 или https://youtu.be/d6g0HGYXClw "Удивительный мир пустыни" и выполнение задания по слайду "Цепи питания" (слайд 20)
- Какие цепи питания представлены на слайде правильно? Обоснуй свою точку зрения.
(правильный ответ 1 и 3, во 2 цепочке ошибка в том, что верблюды едят растения, а не песчанок)
X. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по образцу.
– Сейчас тебе представляется возможность выполнить самостоятельно задание на карточке Приложение 5
– Проверим по образцу на слайде (21 слайд, по щелчку выходят правильные ответы)
XI. Этап включения нового знания в систему знаний. Приложение 6
– Выполняем задание в формате ВПР. (слайд 22-23)
XII. Домашнее задание.
- Учебник с.118-124, вопросы.
Для альбома Незнайки я прошу Вас придумать и нарисовать знаки, которые можно было бы поставить в пустыне, помогающие сберечь её красоту и уникальность. Работу вы можете сделать на листе формата А4.
XIII. Рефлексия. Итог урока.
– Давайте вспомним, какую цель мы перед собой ставили в начале нашего путешествия? (слайд 24)
– Удалось ли её достичь?
– Так можно сказать, что в пустыне пусто? (нет, природный мир пустыни достаточно разнообразен)
– Какой кустарник растет группами? (джузгун)
– Я предлагаю Вам оценить себя следующим образом: если вы хорошо всё поняли, то берёте кустик джузгуна и украшаете нашу пустыню, если не очень, то берёте верблюжью колючку.
(На доске висит изображение пустыни на листе формата А3, каждый ученик имеет кустик джузгуна и кустик верблюжьей колючки)
- У нас получилась наша замечательная пустыня! Мы будем ее беречь!
- Спасибо всем за старание и увлечённость уроком!