Класс – 8.
Цель занятия: Экспериментальным путём познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной, объяснить природу электрического сопротивления на основании электронной теории, ввести единицу измерения сопротивления.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Формирование понятия электрическое сопротивление проводника;
- Закрепление умения учащихся работать с учебной литературой, таблицами;
- Систематизация информации путем составления конспекта.
Развивающие:
- Развитие познавательных умений: составлять план, наблюдать, прививать устойчивый интерес к предмету;
- Развитие мышления учащихся в результате логических учебных действий;
- Формирование умения анализировать новую информацию, видеть причинно-следственные связи в физических явлениях;
- Развитие умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.
Воспитательные:
- Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- Воспитание потребности у учащихся применять знания, полученные на уроках, уважительного отношения друг к другу, инициативности, уверенности в своих силах, бережного отношения к школьному физическому оборудованию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения физического эксперимента (источник питания, амперметр, вольтметр, включатель, набор проводов), лампы на 15Вт и 100Вт, омметр, портреты учёных.
Используемые методы обучения:
- проблемный,
- исследовательский,
- аналитический,
- сравнительный.
Планируемые образовательные результаты:
- Личностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие у обучающихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.
- Предметные: формирование представлений у обучающихся о электрических свойствах проводников.
Основные термины, понятия: Электрическое сопротивление, единицы и причины сопротивления, омметр.
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент |
2 мин. |
Актуализация знаний |
6 мин. |
Изучение нового материала |
16 мин. |
Первичная проверка понимания |
5 мин |
Первичное закрепление. |
1 мин. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
1 мин. |
Домашнее задание |
2 мин. |
Этапы урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя: «Тема нашего урока: «Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления». Сегодня мы познакомимся с зависимостью силы тока от свойств проводника, узнаем в каких единицах измеряется сопротивление. Эта тема подготовит вас к изучению следующей важной темы: «Закон Ома для участка цепи».
II. Актуализация знаний
Повторение (фронтальный опрос). Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе.
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Дайте определение электрического тока.
2. Направление движения, каких частиц в проводнике принимают за направление тока?
3. Что представляет собой электрический ток в металлах? (упорядоченное движение свободных электронов)
4. Что такое напряжение? Как вычисляют напряжение? Каким прибором измеряют напряжение? Как включают вольтметр в электрическую цепь?
5. Чему равна сила тока? Что принимают за единицу силы тока? С помощью какого прибора измеряют силу тока? Как его включают в электрическую цепь? (1 ампер, последовательно)
6. От чего зависит сила тока? (прямо пропорциональна напряжению).
В целях подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала разбираем следующие вопросы:
7. Какое строение имеют металлы? (в узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны.)
8. Что происходит при движении свободных электронов?
(Они взаимодействуют с узлами (ионами) кристаллической решетки, то есть притягиваются к ним, вследствие чего некоторые электроны при движении тормозятся)
III. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации № 1.
Всегда ли сила тока будет зависить только от напряжения, и не будет зависить от других физических величин и свойств проводника? Для ответа на эти вопросы проведём следующие исследования:
1. В переносную лампу будем вкручивать поочерёдно две электрические лампы на 15 Вт и 100 Вт. Напряжение в сети в обоих случаях одно и тоже (220 В) Однако яркость ламп разная. Почему? (Ответы учащихся: Сила тока в цепи разная) Почему разная?
Создание проблемной ситуации № 2
2. Соберём электрическую цепь, состоящую из источника тока, вольтметра, амперметра, ключа, проводников из различных материалов.
- В первый раз используем в электрической цепи толстый и короткий медный провод (такой как в автомобилях, идущих от аккумуляторной батареи).
Записываем показания амперметра. (I = 4 A).
- Во второй раз вместо медного берём тонкий и длинный никелиновый провод. Снимаем показания амперметра (I = 2 A).
- И наконец, возьмём железный провод.
По результатам исследования составим таблицу:
№ |
Материал проводника |
Сила тока (А) |
1 |
Медь |
4А |
2 |
Железо |
3А |
3 |
Никелин |
1А |
Какой делаем вывод? Сила тока в электрической цепи при различных проводниках различна. Следовательно, сила тока зависит от свойств самого проводника, т.е. от рода вещества, из которого изготовлен проводник.
Способность проводника оказывать противодействие электрическому току и называют электрическим сопротивлением или просто сопротивлением. Запишем определение. Физическая величина, характеризующая противодействие проводника электрическому току называют сопротивлением и обозначают буквой R.
Таким образом, сопротивление характеризует сам проводник. В каких же единицах измеряют сопротивление? Единица измерения (СИ) - 1 Ом. В честь немецкого учёного Георга Ома, который впервые ввёл это понятие в физику.
За единицу сопротивления принимают 1 Ом - сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 амперу.
На практике часто используют и другие единицы: миллиом (мОм), килом (кОм), мегаом (МОм).
- 1 мОм=0,001 Ом;
- 1 кОм=1000 Ом;
- 1 Мом= 1 000 000 Ом.
Используемый на практике прибор для измерения сопротивления проводника называется омметром.
IV. Первичная проверка понимания
В чём причина электрического сопротивления, что же ограничивает силу тока в проводнике? Вспомним учебные вопросы начала урока?
Возникает дискуссия. Учащиеся выдвигают гипотезы, (например, движущиеся электроны испытывают помехи при своём движении) Правильные ответы заслуживают похвалу учителя.
В ходе обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что причиной сопротивления является взаимодействие движущихся свободных электронов с ионами кристаллической решетки.
V. Первичное закрепление
Выполните Упр. 28 № 1,2 на стр.123 учебника.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дома:
- § 43, Упр. 28 № 1-3; задачи № 1236,1251, 1269.
- Подготовить сообщение по теме: «Омметры».
VII. Рефлексия
Подведение итогов
- Какова была тема урока?
- Какая проблема урока решена нами?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вызвало затруднение? Что осталось непонятным? Что заинтересовало?
- Анализ и оценка успешности достижения целей урока.
- Выставление оценок за работу на уроке.
Мне урок понравился |
|
Тема урока меня заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал |
|
Урок был понятным |
|
На уроке было скучно |
|
На уроке я ничего не понял. |
|
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для образовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
2. Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2011.
3. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.
4. http://class-fizika.narod.ru- интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.