Особенности психо-физического развития школьников с ЗПР

Разделы: Иностранные языки


В последние годы особое внимание специалистов коррекционной педагогики обращено на изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это связано с увеличением количества детей данной категории. Такие исследователи, как Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова, занимаясь изучением нарушений психического развития в детском возрасте, отмечают, что распространенность задержки психического развития как самостоятельной группы состояний составляет от 1 – 2% до 8 –10% в общей структуре психических заболеваний [4, с. 257].

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения речи. В исследованиях Е.С. Слеповича указывается, что импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, а в экспрессивной речи наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи.

В связи с такими речевыми нарушениями работу с детьми данной категории следует начинать уже в дошкольном возрасте. И одним из важных направлений работы является развитие связной речи, в том числе навыка пересказа [3, с. 15]. О.А. Алексеева отмечает, что у детей с ЗПР наблюдается недостаточно полное понимание текста.

При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность повествования, путают события, прибегают к перефразировкам и жестам, затрудняются в выражении главной мысли [1, с. 117].

Выделяют различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития:

  • повышенная истощаемость;
  • недостаточная способность концентрации;
  • чрезвычайное ограничение объема;
  • «неселективное» внимание, проявляющее в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
  • частая переключаемость;
  • инертность внимания.

Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития мешают мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют восприятие и память [5].

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на занятиях очень рассеяны, часто отвлекаются, не могут сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин.

Следует отметить, что уровень внимания детей с ЗПР на занятии изменчив. У одних детей наиболее устойчивое внимание наблюдается в начале занятия, и по мере продолжения работы оно снижается; у других – высокий уровень внимания отмечается лишь после деятельности, для третьих характерна периодичность в устойчивости внимания. Частые смены от состояния активности внимания к полной пассивности связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить ребенка из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, которые требуют напряженной умственной работы.

Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других - полный отказ от работы, особенно если требуется понять новый учебный материал. Вследствие этого, у детей развивается неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной информации. Даже во время увлекательного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Чтобы привлечь внимание детей нужно активно использовать наглядный материал.

Указанные особенности негативно влияют на обучение детей с ЗПР. Поэтому для этой группы детей нужны специальные условия, в которых коррекция идет успешнее.

При построении занятия с детьми с ЗПР необходимо, чтобы были созданы привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, а его предметы содержатся в порядке, процесс идет по строгому плану, то это создает установку на концентрацию внимания. Также важно, чтобы решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям. Задания должны быть посильны для детей, чтобы вызвать желание их решать. Большие задания дробятся на части, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, вносит необходимые коррективы. Работа с ребенком должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой организации деятельности. Во время занятий должны быть ограничены до минимума отвлекающие факторы.

Также ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к взрослому в случаях затруднения. Обязательно должна проводиться тренировка произвольного внимания, которая заключается в повторении материала и решении различных упражнений по этому материалу.

Таким образом, нарушения внимания у детей с ЗПР зависят от общей структуры дефекта, от степени выраженности церебрастенических симптомов и от конкретных индивидуальных проявлений нарушенного внимания у каждого ребенка, что определяется своеобразием формирования его личности. Однако есть общие, характерные для всех детей с ЗПР нарушения внимания: неустойчивость, лёгкая отвлекаемость, сниженная работоспособность. Поэтому для этой группы дошкольников нужны специальные условия, в которых коррекционная работа будет более успешной.

Список использованных источников

  1. Алексеева, О.А. Особенности понимания текста сюжетных задач младшими школьниками с ЗПР [Текст] / О.А. Алексеева // Вестник ВятГГУ. – 2011. – №2. – С.114-121.
  2. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 4 (24). С. 95-103
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст]/ Р. М. Грановская. – СПб.: Свет, 2016. – 241 с.
  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2015. – 224 с.
  5. Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями как инновационная образовательная технология) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://eva.ru/topic/116/1838351.htm?messageId=49166113
  6. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/73-1-0-3209
  7. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе//Электронный ресурс. Режим доступа:https://urok.1sept.ru/articles/559341/
  8. Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ // Электронный ресурс. Режимдоступа:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved  
  9. Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте) // Электронный ресурс. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/16/statya-spetsifika-podgotovki-i-provedeniya-uroka-angliyskogo-yazyka
  10. Марков Т.С. Адаптация общеобразовательных программ к образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ // Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения. Сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т.С.Макарова. М.: МГПУ, 2017. С. 22-32.