Искусство написания эссе на ЕГЭ по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В данной статье речь пойдет об эссе, не только как об одном из заданий письменной части экзамена по английскому языку, но и как о науке, искусстве и способе самовыражения.

Для начала давайте подумаем о цели написания эссе. Совершенно ясно, что выпускник должен продемонстрировать свое владение языком на достаточно высоком уровне. Однако кроме этого проверяется еще умение мыслить, а также связно, логично и последовательно излагать свои мысли на бумаге. Но и это еще не все. Проверяются еще и умения подбирать подходящие аргументы, знание и понимание темы, использование более продвинутой лексики, владение грамматикой. Все эти аспекты перечислены в критериях оценивания и методических материалах для экспертов.

Первое, что необходимо для успешного написания эссе - это четко понять поставленную задачу, то есть внимательно прочитать задание и досконально его понять. Это одна из ключевых компетенций в современном мире - уметь понимать, чего же, собственно, от тебя хотят.

На ЕГЭ 2018 года одна из тем эссе звучала так: "One should read about historical sites before sightseeing". Данная формулировка темы вызвала огромное количество проблем, многие выпускники поняли слово "sites" как "web-sites", что привело к критическому искажению темы и массе нулей за решение коммуникативной задачи. Корень данной проблемы заключается в том, что выпускники просто недостаточно вдумались в тему. Хорошо, пусть слово "site" мы действительно в последнее время чаще слышим именно касательно сети Интернет. Но если прочесть тему более внимательно, можно обратить внимание на слово "about" и задуматься, имеет ли смысл читать О сайтах. Значит что-то здесь не так и, зная, что большинство английских слов многозначны, можно предположить, что какое-то из слов понято нами не верно. Ну а о чем еще историческом можно почитать перед осмотром достопримечательностей, если не о местах, которые мы планируем посетить.

Следующее, что необходимо, это знание предмета, о котором предстоит рассуждать. Здесь, конечно, никак не обойтись без общей эрудированности, развитие которой у выпускника обеспечивается не только на уроках иностранного языка, но и в рамках изучения остальных предметов, и на основе жизненного опыта. Это и есть те самые метапредметные компетенции, которые нам диктует ФГОС нового поколения.

В качестве иллюстрации данного аспекта можно привести еще одну тему 2018 года "Digital literacy is the key to success in any occupation". Данная тема вызвала горячие споры в педагогическом Интернет-сообществе. Буря возмущения учителей была продиктована тем, что слово "literacy" согласно Кембриджскому словарю, например, относится к уровню C1, а не к заявленному в ЕГЭ B2. Однако здесь я соглашусь с М. В. Вербицкой, которая на одном из вебинаров говорила о несостоятельности разделения лексики на уровни. Я провела опрос среди учащихся 6-11 классов на предмет понимания данной формулировки в целом и слова "literacy" в частности. Из 45 респондентов лишь 5 человек не смогли понять тему, и это были учащиеся 6 и 8 классов. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что иногда педагоги напрасно недооценивают общий уровень эрудиции учащихся, мало того, по словам самих детей, данное слово уже практически заимствовано в русский язык.

Далее необходимо умение подбирать весомые аргументы и, собственно, рассуждать. Это умение также предопределено ФГОС и должно формироваться не только в рамках предмета "английский язык". Однако именно на уроках английского языка мы имеем наибольший простор для развития данной компетенции. Практически любая тема в любом учебнике предполагает элемент рассуждения и дискуссии.

Ну и последнее, но не по значению - это, собственно, знание языка. Только язык нужно ответственно и серьезно на протяжении всего школьного курса. И дети, и родители постоянно спрашивают, можно ли подготовиться к ЕГЭ за год или даже полгода. Можно, для отработки формата этого обычно вполне достаточно, но только при условии достаточно высокого уровня владения языком. При должном усердии и регулярности занятий, причем, в том числе и самостоятельных, в течение всего периода обучения в школе сдача ЕГЭ на 70 баллов и выше, в том числе получение высокого балла за эссе, совершенно реальна. Нужно только четко осознавать, что результат экзамена - это совокупность качественной и усердной работы ученика, учителя и родителей. Только при условии ответственного подхода всех трех сторон можно рассчитывать на достойный результат.

Итак, что же нужно делать, чтобы подготовиться к написанию эссе на ЕГЭ? Побольше писать, причем не обязательно только "форматные" эссе, любое письменное выражение мыслей развивает навыки письма, рассуждения, подбора аргументов. Эти же навыки развиваются и в процессе устной речи, если это дискуссия, презентация какой-то идеи или проекта. Поэтому учите язык, учите языку, говорите на нем, пишите, и результат не заставит себя ждать.