"Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает"
Результаты наблюдений за начинающими педагогами показывают, что многие боятся: собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Как психолог я понимаю, чтов связи с этим может произойти дезадаптация. Чтобы этого не случилось, молодым педагогам в нашем д/с целенаправленно помогают, создают необходимые условия для профессионального роста. Организовано психологическое сопровождение для более легкой адаптации в коллективе. В данной публикации я хочу ознакомить вас с семинаром-практикумом как одной из форм работы педагога-психолога с молодыми педагогами.
Цель данного семинара-практикума направлена на повышение уровня практической подготовки молодого педагога, совершенствование практических навыков.
Задачи:
- Помочь педагогам оценить собственные достижения и определить уровень проблем.
- Продолжать совершенствовать умения
- Обогащать психологическую культуру
- Развивать познавательный интерес к профессии
I. Структура семинара-практикума
1. Упражнение «Салфетки».
В начале нашей встречи педагогам было предложено взять со стола одну салфетку (все салфетки были одинаковые для всех) и строго выполнять инструкции.Далее следовало пояснение: Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Был задан вопрос: Почему же так получилось? На заданный вопрос педагоги ответили: «Потому что мы разные», «Потому что каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, и по-разному выполняет одни и те же действия». И что в обращении с ними нужны разные методы и приёмы.На вопрос: «Что же является главным именно для педагогов в ходе взаимодействия?»Участники пришли к выводу, что в процессе педагогической деятельности с детьми и их родителями необходимо использовать разные методы и приёмы.
2. Упражнение «Приветствие друг друга».
С целью повышение эмоционального фона педагогам было предложено поприветствовать друг друга словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, упрёка, радости и др..
3. Психологический настрой. Притча «Все в твоих руках».
Для осознания значимости предстоящей деятельности мною была рассказана притча о мудреце, который знал все. И о человеке, который захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ!»
Мораль: В наших руках возможность создать в д/саду такую атмосферу, в которой, обучая себя, обучаются и развиваются дети!
4. С целью активизации мыслительной деятельности педагогам было предложено прослушать байку «Чем занимаются люди»: «На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»». Был задан вопрос «Что означает для них работа педагога?» и получены ответы педагогов: Что каждый решает сам: приходить ему за з/п илине работать педагогом, а жить педагогом;для кого-то педагог – это не просто профессия, а - состояние души; для других выбранная ими профессия, заставляет их все время двигаться вперёд, искать что-то новое, развивать свои творческие способности. Мораль байки: каждый решает сам, хорошо ли он знает себя и может ли он быть компетентным педагогом.
В ходе обсуждения пришли к выводу: умение воспитать уважаемую личность в своём воспитаннике, желание быть хорошим. Может только тот педагог, который хорошо знает себя и свои проблемы.
5. С помощью теста «Проверьте, какой Вы педагог» было предложено педагогам определить, есть ли трудности в их работе, и с чем они связаны.
Затем зачитана характеристика результатов тестирования, где каждый увидел свои проблемы. И над чем ему необходимо работать. А по возникшим вопросам я предложила встретиться после семинара на консультациях.
6. С целью эмоционально-психологического сближения и развития навыка невербального общения с участниками семинара было проведено упражнение «Говорящие руки».
7. На одной из наших встреч мы уже говорили с педагогами об основных педагогических позициях. Поэтому на данном семинаре было предложено вспомнить данную классификацию «Семь воспитательских позиций по отношению к детям». И проанализировать все позиции, и честно ответить себе: к какой относится каждый из них. И какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребёнка и почему? Обсуждая педагоги, пришли к выводу о том, что Мэри Поппинс – это партнёрская позиция, она эффективно раскрывает творческий и личностный потенциал каждого ребенка. И что необходимо будет к ней стремиться!
II. Практическая часть семинара-практикума
1. Выполняя упражнение «Придумай окончание» педагоги придумывали смешное, оригинальное продолжение русских народных сказок, и представляли его друг другу.
2. С целью развития эмоционально невербальной выразительности педагогам было предложено выполнить упражнения: «Крокодил», «Изображение», «Чувство».
3. Упражнение «Зайку бросила хозяйка…» было предложено выполнить с целью развития умения управлять своим голосом.Участникам было предложено произнести текст: «Зайку бросила хозяйка…» с определённой интонацией. Обсуждение в процессе высказывания педагогов на поставленные вопросы. Позволило сделать вывод, что умение управлять своим голосом является важнейшим моментом в процессе общения с окружающими.
4. Упражнение «Актёры и зрители». С целью развития чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации было предложено инсценировать несколько явлений. Инсценировки: против ветра; и вдруг узнать, что у вас на колготках дырка и другие.
5. Упражнение «Фраза». С целью обучения педагогов осознавать интонационные особенности речи, педагогам нужно было произнести с определённой интонацией фразу: «А сейчас мы с вами отправимся в путешествие». Как: черепаха, маленький ребёнок, робот, пулемётная очередь и др.
6. «Человечки» (идеографический тест Э.Махони, модификация Г.В. Резапкиной). С целью помочь педагогам узнать о себе много нового был предложен небольшой, но очень информативный тест. Используя 3 геометрических фигуры (треугольник, круг, квадрат, нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов). Характеристики полученных результатов позволили узнать молодым педагогам о своих наиболее ярких чертах личности. (эмпатии, поведении, организаторской деятельности, самооценки, коммуникации и др.).
7. «Психологическая зарядка». С целью: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и повышение энергетического потенциала педагогам была предложена психологическая зарядка. (встать в круг и одновременно делать движение и произносить фразу - 2-3 раза).
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».
3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».
4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».
5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
6. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».
7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».
8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».
III. Заключительное слово. Обратная связь
В заключительной части семинара участникам было предложено заполнить анкету обратной связи. И было сказано, что, прежде чем воспитывать в детях, какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в нас самих. Необходимо помнить об этом, заниматься: самовоспитанием и самопрограммированием на позитивное восприятие жизни.
Список используемой литературы
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – № 5. – С. 45-57.
- Королёва С.А. Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 339-340.
- Марушина В., Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности // www.mstu.edu.ru, 2002.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М. : МГПУ, 2009.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие. М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГПУ, 2007.