Открытый урок по русскому языку "Части речи. Обобщение", 2-й класс, УМК "Перспектива"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Части речи».

Задачи: формировать умение распознавать части речи; способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, развивать орфографические навыки; содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности; способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: 

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас  не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости, пожалуйста, поприветствуйте гостей.

Учащиеся приветствуют гостей.

- Спасибо, садитесь, ребята.

- Проверьте свою осанку, откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

2. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая  работа  /карточки  № 1 /

р_ка
п_ровой
з_ма
н_бесный
х_дить

св_тить
ст_лбы
с_сновый
м_рить
св_сток

к_рневой
сн_га
б_леть
дв_ровый
зв_нить

- Ребята, прочитайте слова, подумайте и скажите, какая орфограмма пропущена в данных словах?

(Ответы детей: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)

- Правильно, молодцы. Скажите, пожалуйста, по какому признаку можно разделить данные слова на 3 группы?

(Ответы детей: имена сущ., имена прилаг. и глаголы)

- Верно. Выпишите данные слова в 3 группы:

  • 1-й ряд – им.сущ., 
  • 2-й ряд – им.прил.,
  • 3-й ряд – глаголы.

Спишите, вставьте орфограмму, подберите проверочное слово, выделите в словах корень.

(3 человека у доски)

Проверка.

3. Самоопределение к деятельности.

Развитие мышления.

*) Вы разделили слова на 3 группы. А я, используя математический язык, скажу так: «Мы разделили слова на 3 подмножества: подмножество име существительных, подмножество имен прилагательных, подмножество глаголов». Частью какого множества являются эти подмножества?»

 (Ответы детей: множество «Части речи»)

- Итак, тема нашего урока: «Части речи. Обобщение».

- Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на уроке?

(Ответ: Повторить и обобщить знания о частях речи)

4. Работа по теме урока.

Работа в парах.

(У детей на партах карточки № 2)

- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок зеленого цвета.

- Выпишите из орфографического словаря в конце учебника 5 имен существительных ед. числа и представьте их в форме множ.числа.

- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок синего цвета.

- Выпишите из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных имен существительных и 5 неодушевленных имен существительных.

- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок желтого  цвета.

- Выполните задание в карточке. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Укажите имена собственные и нарицательные:

(О,о)стров (Э,э)льба –
(Ш,ш)кольник   (С,с)тёпа –
(К,к)орова  (Б,б)урёнка –
(К,к)от  (М,м)атроскин –
(С,с)ова  (Б,б)умба –

Самостоятельная работа.

Карточка № 3 (Один ученик работает у доски)

- Подберите к именам прилагательным антонимы. Запишите получившиеся пары слов в тетрадь.

Трусливый –
Высокий –
Короткий –
Грустный –
Широкие –
Горячий –

- Обсудите в паре, в каком числе употребляются имена прилагательные. К какому выводу вы пришли. Обоснуйте свой ответ.

(Ответы детей:  пара слов «широкие-узкие» употребляется во мн.ч., т.к. речь характеризуют несколько предметов. Все остальные пары слов употребляются в ед. числе, т.к. характеризуют один предмет).

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа с деформированным предложением.

Учащиеся разделены на 5 групп. Каждая группа получает карточку.

Составьте и запишите предложение. Подчеркните глагол, укажите число и время глагола.

  1. Весна, долгожданная, и, вот, пришла.
  2. Тает, снег, рыхлый, повсюду.
  3. На, потемнел, реке, лёд.
  4. Скоро, в, прилетят, лес, птицы.
  5. Услышим, трели, мы, весёлые.

Проверка. Дети зачитывают предложения (с 1 по 5), давая характеристику глагола. На слайде появляются предложения. Дети должны сделать вывод о том, что эти предложения составляют текст. Найти тему текста. Озаглавить текст. Определить тип текста (описание).

- Какие слова помогли вам определить, что в тексте говорится  о весне?

7. Рефлексия.

Работа в группах: создание кластера по теме «Части речи». Учитель приглашает по одному представителю от каждой группы, ребята выбирают карточку. На карточках загадки о частях речи по 1 для каждой группы. Дети зачитывают загадки участникам своей группы, определяют часть речи и создают кластер из подручного материала. Защита кластеров.

8. Подведение итогов урока. Самооценка.

Закончите фразу о вашей работе на уроке «Сегодня на уроке…»

  • Мне было интересно…
  • У меня получилось …
  • Мне было трудно …
  • Могу себя похвалить …
  • На следующем уроке мне хотелось бы узнать …

9. Домашнее задание (карточка).

Карточки к уроку.