Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Части речи».
Задачи: формировать умение распознавать части речи; способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, развивать орфографические навыки; содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности; способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости, пожалуйста, поприветствуйте гостей.
Учащиеся приветствуют гостей.
- Спасибо, садитесь, ребята.
- Проверьте свою осанку, откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.
2. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа /карточки № 1 /
р_ка |
св_тить |
к_рневой |
- Ребята, прочитайте слова, подумайте и скажите, какая орфограмма пропущена в данных словах?
(Ответы детей: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)
- Правильно, молодцы. Скажите, пожалуйста, по какому признаку можно разделить данные слова на 3 группы?
(Ответы детей: имена сущ., имена прилаг. и глаголы)
- Верно. Выпишите данные слова в 3 группы:
- 1-й ряд – им.сущ.,
- 2-й ряд – им.прил.,
- 3-й ряд – глаголы.
Спишите, вставьте орфограмму, подберите проверочное слово, выделите в словах корень.
(3 человека у доски)
Проверка.
3. Самоопределение к деятельности.
Развитие мышления.
*) Вы разделили слова на 3 группы. А я, используя математический язык, скажу так: «Мы разделили слова на 3 подмножества: подмножество име существительных, подмножество имен прилагательных, подмножество глаголов». Частью какого множества являются эти подмножества?»
(Ответы детей: множество «Части речи»)
- Итак, тема нашего урока: «Части речи. Обобщение».
- Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на уроке?
(Ответ: Повторить и обобщить знания о частях речи)
4. Работа по теме урока.
Работа в парах.
(У детей на партах карточки № 2)
- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок зеленого цвета.
- Выпишите из орфографического словаря в конце учебника 5 имен существительных ед. числа и представьте их в форме множ.числа.
- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок синего цвета.
- Выпишите из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных имен существительных и 5 неодушевленных имен существительных.
- Встаньте, пожалуйста, те, у кого на карточке № 2 кружок желтого цвета.
- Выполните задание в карточке. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Укажите имена собственные и нарицательные:
(О,о)стров (Э,э)льба –
(Ш,ш)кольник (С,с)тёпа –
(К,к)орова (Б,б)урёнка –
(К,к)от (М,м)атроскин –
(С,с)ова (Б,б)умба –
Самостоятельная работа.
Карточка № 3 (Один ученик работает у доски)
- Подберите к именам прилагательным антонимы. Запишите получившиеся пары слов в тетрадь.
Трусливый –
Высокий –
Короткий –
Грустный –
Широкие –
Горячий –
- Обсудите в паре, в каком числе употребляются имена прилагательные. К какому выводу вы пришли. Обоснуйте свой ответ.
(Ответы детей: пара слов «широкие-узкие» употребляется во мн.ч., т.к. речь характеризуют несколько предметов. Все остальные пары слов употребляются в ед. числе, т.к. характеризуют один предмет).
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа с деформированным предложением.
Учащиеся разделены на 5 групп. Каждая группа получает карточку.
Составьте и запишите предложение. Подчеркните глагол, укажите число и время глагола.
- Весна, долгожданная, и, вот, пришла.
- Тает, снег, рыхлый, повсюду.
- На, потемнел, реке, лёд.
- Скоро, в, прилетят, лес, птицы.
- Услышим, трели, мы, весёлые.
Проверка. Дети зачитывают предложения (с 1 по 5), давая характеристику глагола. На слайде появляются предложения. Дети должны сделать вывод о том, что эти предложения составляют текст. Найти тему текста. Озаглавить текст. Определить тип текста (описание).
- Какие слова помогли вам определить, что в тексте говорится о весне?
7. Рефлексия.
Работа в группах: создание кластера по теме «Части речи». Учитель приглашает по одному представителю от каждой группы, ребята выбирают карточку. На карточках загадки о частях речи по 1 для каждой группы. Дети зачитывают загадки участникам своей группы, определяют часть речи и создают кластер из подручного материала. Защита кластеров.
8. Подведение итогов урока. Самооценка.
Закончите фразу о вашей работе на уроке «Сегодня на уроке…»
- Мне было интересно…
- У меня получилось …
- Мне было трудно …
- Могу себя похвалить …
- На следующем уроке мне хотелось бы узнать …
9. Домашнее задание (карточка).