Путь к исследованию (основные шаги)

Разделы: Внеклассная работа, Руководство учебным проектом

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: исследовательский проект, исследовательская деятельность


Каждый ребенок является исследователем от природы. С самого момента рождения он познает и исследует мир, который его окружает. Для него это естественный процесс. Мы, взрослые уже немного отдалились от этого процесса, но в наших силах не только не помешать нашим детям в исследовании мира, а помочь, и научить их делать этот процесс эффективным. Что такое исследование? Википедия дает на этот вопрос следующий ответ: «Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Выбор темы исследования
  2. Определение объекта и предмета исследования
  3. Определение цели и задач
  4. Разработка гипотезы
  5. Составление плана исследования
  6. Работа с литературой
  7. Выбор методов исследования
  8. Подготовка и проведение исследования
  9. Обработка результатов исследования и формулирование
  10. Оформление работы

1. Выбор темы исследования

Первый, наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Принято считать, что правильно выбрать тему работы - это наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще не решенных проблем и вопросов современной науки. Но конечно самое важное, чтобы выбранная тема была близка Вашему ребенку, была ему интересна, была ему понятна и доступна для выполнения. При формулировке темы исследования, в первую очередь необходимо сформировать обоснование ее актуальности, здесь нужно понимание из каких соображений вы приступаете к исследованию данной проблемы, чем обусловлена необходимость вашего исследования. При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, при этом необходимо иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практического применения.

Тема - это визитная карточка исследования. В процессе исследования формулировка может неоднократно корректироваться, поэтому в начале исследования, обычно формулируют рабочее название темы.

Тема должны быть:

  • выполнима в данных условиях, ее решение должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, нестандартности взгляда на привычные предметы и явления.
  • реализуема в имеющихся условиях, т.е. по данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для проведения исследования.
  • конкретна, чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания, и наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.

(Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов, но не более 12 слов, содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения.)

2. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые не выходя за рамки исследуемого объекта будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Например: Объект исследования - сила трения, а предмет исследования - влияние силы трения на скольжение фигуриста; или, объект исследования - фасоль, а предмет исследования - влияние света на прорастание семян фасоли и т.д.

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

3. Определение цели и задач

Исходя из объекта и предмета определяются цель и задачи исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату стремиться. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи исследования обеспечивают ориентацию на достижение поставленной цели исследования, отражают последовательность: обзор по теме, анализ объекта по предмету исследования, синтез результатов анализа в модель требуемого результата, определение области практического применения результата исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача, должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах!!!

  • Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
  • Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования.
  • Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.
  • Четвертая задача - с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения:

  • Изучить
  • Разработать
  • Выявить
  • Установить
  • Обосновать
  • Определить
  • Проверить
  • Доказать
  • И т.п.

4. Разработка гипотезы

Одним из самых сложных моментов в исследовательской деятельности является формулировка гипотезы исследования. Ведь на первый взгляд кажется, что в мире уже все изучено, все доказано. Особенно это актуально для школьников, навыков и знаний которых не достаточно для решений глобальных проблем и вопросов. Именно поэтому важно уметь увидеть что-то по-новому, с другой стороны посмотреть на исследование, привнести что-то, пусть незначительное, но свое. Что касается гипотезы, тут важно не боятся выдвинуть неожиданное, необычное предположение, главное чтобы это предположение соответствовало выбранной вами предметной области. В ходе исследования, гипотеза может быть подтверждена, или опровергнута (отрицательный результат - тоже результат).

Гипотеза - предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное и не подтвержденное опытом, требующее обоснования, указывающее на путь исследовательского поиска. Научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Основные свойства гипотезы:

  • Неопределенность истинного значения
  • Направленность на раскрытие данного явления
  • Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы
  • Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы

Требования к гипотезе:

  • в гипотезу включают понятия и категории являющиеся неоднозначными,
  • она не должна включать слишком много положений, как правило только одно, основное,
  • гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой, соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений),
  • гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. соответствовать уже имеющимся знаниям по проблеме,
  • гипотеза должна быть проверяема!

Требования к формированию гипотезы:

В основе ее формирования должны находится факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.

Сама формулировка гипотезы должна строится таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

Схемы гипотезы:

  • Если…, то…
  • Так как …, то…
  • Можно предположить, что …

5. Составление плана исследования

При составлении плана исследования, исследователь определяет некий алгоритм, последовательность действий для работы над своим исследованием. По сути, вы формируете задание для исследования, с указанием этапов выполнения работы и ориентировочных сроков реализации каждого этапа.

6. Работа с литературой

Место этого этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования.

7. Выбор методов исследования

Метод - это способ достижения цели исследования. Существуют различные методы исследования. Мы будем говорить об общенаучных методах, которые включают в себя: наблюдение, анализ, эксперимент, моделирование, анкетирование, синтез, индукцию и т.д. Для исследовательских работ младших школьников самыми доступными и наиболее эффективными являются три: наблюдение, эксперимент, анкетирование. На них и остановимся более подробно.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Суть данного метода состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться какому-либо воздействию со стороны наблюдателя, то есть объект должен находится в обычных, естественных для него условиях. Выделяют прямое (визуальное) наблюдение, когда информацию получают без помощи приборов и косвенное наблюдение, когда информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры.

Требования к наблюдению: Планомерность, целенаправленность, активность, систематичность.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится определенным образом в заданные условия, отвечающие целям исследования. Конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, неоднократно воспроизводятся. Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой.

Эксперимент может быть качественным или количественным. Качественный эксперимент устанавливает наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Количественный эксперимент выявляет количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.

Особенности эксперимента:

  • более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования,
  • многократное воспроизведение изучаемого объекта по желанию исследователя,
  • возможность обнаружения таких свойств и явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях,
  • возможность рассмотрения явления в «чистом виде», путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств, а также путем изменения условий эксперимента,
  • возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Результативность анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План анкеты - это перечень вопросов, вопросник. Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить.

8. Подготовка и проведение исследования

Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование работы и т.д.

9. Обработка результатов исследования и формулирование выводов

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же после его окончания, пока память экспериментатора может подсказать те детали, которые почему-либо не были зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа вопроса. Кроме того, при обработке данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения - уже не нуждающиеся в доказательствах. Решение каждой из перечисленных во введении задач, должно быть определенным образом отражено в выводах!

Самым крупным недостатком научно-исследовательской работы является то, что чаще всего в них ограничиваются лишь описанием явлений, без осмысления их сущности, причин и связей с другими явлениями и процессами. Попытки анализировать явления обычно сводятся к анализу обычных и только видимых сторон.

10. Оформление работы

Исследовательская работа включает в себя не только проведение самого исследования, но и правильное, грамотное оформление. Готовая работа включает в себя:

Печатную работу выполненную в программе Microsoft Word. Требования к оформлению печатной работы смотрите в соответствующем файле.

Презентацию для выступления выполненную в программе PowerPoint. Требования к оформлению презентаций смотрите в соответствующем файле.

Удачных исследований!!!