Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться –
вот единственный курс учительской жизни…
(К.Д. Ушинский)
Нам всем очень повезло жить во время больших скоростей, огромного объема различной информации, интенсивного развития электронных средств коммуникации. Конечно, все это диктует свои правила организации учебного процесса, в том числе и в начальной школе, где закладывается основа для развития навыков и умений современного человека. В дополнение к стандартным урокам учитель вынужден использовать так называемые нестандартные формы уроков, с целью разнообразить и обогатить учебный процесс. Использование подобных уроков необходимо не только для того, чтобы повысить культуру взаимного общения обучающихся, стимулировать их интерес к изучаемым предметам, или повысить их познавательную активность, но и для того, чтобы научить школьников использовать полученные умения и навыки в нестандартных ситуациях. Итак, что же это за уроки?
Начать, пожалуй, нужно с того, что данная тема не так нова, как может показаться на первый взгляд. Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Однако, вопросы применения нетрадиционных форм обучения остаются актуальными и сейчас. До сих пор нет единого мнения о роли таких уроков в процессе обучения и необходимости их применения. Мнения педагогов на нестандартные уроки сильно разняться. Одни видят в них прогрессивное направление педагогики и считают их правильным шагом в развитии современного образования, другие же напротив, считают такие уроки опасными, видят в них нарушение педагогических принципов, считают их вынужденной необходимостью, отступлением под напором ленивых учеников не умеющих и не желающих работать в полной мере.
Несомненно, нельзя заменить классические стандартные уроки на нестандартные полностью, в таком случае будет утеряна обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Т.е. нельзя сказать, что к примеру стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши, или наоборот. Учитель должен владеть способностью построения и тех и других. Необходимость применения нестандартных уроков обусловлена рядом причин: одна из них - падение у детей интереса к учебе. Когда ребенок впервые приходит в школу у него горят глаза, он находится в ожидании чего-то нового, необычного, но со временем интерес к учебе падает, мотивация к обучению существенно снижается. Именно применение нестандартных уроков способно остановить этот процесс и подогреть интерес обучающихся к учебно-познавательной деятельности. Еще одна важная причина состоит в том, что даже успешные ученики, которые прекрасно справляются со стандартной учебной программой, оказавшись в нестандартной ситуации, показывают полное неумение решать необходимые задачи. В этом случае нестандартные уроки также способны помочь учителю разнообразить учебный процесс и предложить ученикам различные ситуации применения своих знаний и навыков.
Дать определение нестандартного урока весьма сложно, это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру, но отличить нестандартный урок от стандартного способен каждый. В чем же заключаются эти отличия? На стандартном уроке ученик знает чего ожидать от каждого этапа. Нестандартный урок хорош тем, что он имеет эффект неожиданности и непредсказуемости, ученики с интересом воспринимают информацию преподнесенную в виде игры, сказки, лотереи и т.д., удивляются, когда учитель представляет им материал из другого предмета переплетая его с содержанием урока. Все это способствует более эффективному усвоению изучаемого материала, повышению мотивации, снижению утомляемости во время обучения.
Любой современный урок предполагает использование учителем различных средств, для раскрытия всех возможностей ученика, активизации его умственного роста, процесса глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования его нравственных качеств. И именно организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для достижения этих целей. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, вносят в урок оживление, повышают интерес учеников к знаниям. Современный учитель просто обязан сделать серьезный процесс обучения занимательным и продуктивным, однако, не стоит забывать что игровые задачи должны полностью совпадать с учебными, и обязательно быть адаптированы с учетом возраста детей.
В педагогической литературе можно найти десятки различных типов нестандартных уроков: уроки-семинары, конкурсы, путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки, тематические игровые уроки(КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»). Их названия дают представление о целях, задачах, методиках проведения таких занятий.
Уроки с измененными способами организации
К таким урокам относятся: урок-лекция, урок-парадокс, урок-семинар, урок-защита проектов или идей, урок вдвоем, урок-встреча.
Уроки, опирающиеся на фантазию
Это такие уроки как: урок-сказка, конкурс, урок-викторина, урок открытых мыслей, урок-исследование.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ
Это урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-виртуальная экскурсия, урок-защита туристических проектов.
Уроки с игровой состязательной основой
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и другие игры. Сюда также относятся уроки – соревнования, уроки – конкурсы типа «Угадай-ка», «Восхождение» и т.д.
Уроки с использованием ИКТ
Урок-презентация, урок-защита электронных проектов, уроки с применением электронной доски для выполнения учащимися различных творческих заданий.
Уроки интегрированные
Уроки сочетающие в себе несколько дисциплин изучение которых предусмотрено учебным планом.
На теме нестандартных интегрированных уроков остановимся отдельно. Чем хорош такой урок? Интеграция в начальном образовании дает возможность перейти от изолированного изучения и рассмотрения различных явлений в ракурсе отдельной дисциплины к целостному, взаимосвязанному изучению. Позволяет показать учащимся «мир в целом», преодолеть разобщенность знаний по дисциплинам, использовать различные виды прикладной творческой деятельности применительно к естественно-научным дисциплинам. Говоря иначе, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, увеличение объема получаемой информации, укрепление мотивации к обучению. Форма проведения интегрированного урока может быть совершенно разной: конференция, семинар, игра, путешествие и т.д. Самое важное, чтобы для проведения такого урока привлекались знания, умения и результаты изучаемого материала методами других наук или учебных предметов. При этом, нужно понимать, что интеграция это не просто смена деятельности и не обычное перенесение знаний или действий из одного предмета в другой, это гораздо более сложный и емкий процесс. Интеграция должна быть направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление имеющихся узконаправленных знаний, но в то же время она не должна заменить классическое обучение учебным предметам, ее задача соединить получаемые учеником знания в единую систему.
Специфика работы учителя начальных классов состоит в том, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? В первую очередь тем, что это дает огромные возможности для создания и проведения различных видов интегрированных уроков. Но только ли в начальной школе можно проводить подобные уроки? Особенностью интегрированного урока является то, что в этом процессе могут одновременно участвовать сразу несколько педагогов. Т.е. возможность организации таких уроков во многом зависит от желания учителей. Конечно, проведение такого рода уроков требует огромной дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, но поверьте, результат того стоит.
Интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учебе, повышать его интеллектуальный уровень.
Разрабатывая интегрированный урок, учитель должен учитывать:
- Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.д.)
- Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока
- Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения информации из разных предметных областей (идея, явление, понятие, предмет)
- Создание новой структуры, т.е. изменение функционального назначения знаний
- Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы)
Форма интегрированного урока может совершенно разной, как стандартной так и нестандартной. Наиболее интересны нестандартные формы интегрированных уроков. Именно они помогают не только достичь нужных результатов, но и существенно обогатить и разнообразить процесс обучения, тем самым способствуя повышению мотивации и интереса к учебе у школьников, повышению познавательной активности, снижению утомляемости. Желание любого учителя воспитать ученика обладающего высоким уровнем знаний, умеющего мыслить самостоятельно, способного задавать вопросы и находить на них ответы, ставящего перед собой задачи и умеющего находить способы их решения. И именно использование нестандартных интегрированных уроков помогают педагогу претворить все это в жизнь. В завершение, хотелось бы еще раз перечислить преимущества интегрированного урока:
- Формирование целостной картины мира.
- Источник выявления новых связей между объектами различных предметных областей.
- Возможность для самореализации, самовыражения, творчества учеников и учителя.
- Побуждение к осмыслению и выявлению причинно-следственных связей.
- Побуждение к активному познанию окружающей действительности.
- Воспитание широкой эрудиции школьников.
- Развитие образного мышления учащихся.
- Снижение утомляемости, перенапряжения учеников за счет переключения на разные виды деятельности.
- Формирование познавательного интереса учащихся.
- Формирование умений у обучающихся сравнивать, обобщать, анализировать.
- Развитие творческой активности, воображения, внимания, мышления, речи, памяти.
- Углубление представления о предмете, расширение кругозора.
- Повышение мотивации к обучению.
Современные реалии диктуют нам определенные правила. Мир меняется с огромной скоростью и задача учителя состоит в том, чтобы воспитать из своих учеников людей способных быстро приспосабливаться к любым меняющимся условиям, успешно справляться с любой поставленной задачей, обладающих высоким интеллектом и всеми необходимыми навыками и качествами. Именно применение нестандартных форм обучения способно помочь педагогу в этом вопросе. Отбросьте сомнения! Пробуйте, творите, интегрируйте! И самой главной наградой будут горящие глаза детей, их восторг и радость от маленьких открытий, которые они сделают на ваших необычных и интересных уроках!
Список использованной литературы.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие, Москва, Владос, 2001.
- Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, Из-во Учитель, 2008.
- Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика, 1957.
- Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе или Как создать у младших школьников целостную картину мира. Новая школа. 2002.
- Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Учитель. 2008.