Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт
возможность достичь гармонии личности, единства интеллекта и аффекта.
Л.С.Выготский
Актуальность
Л.С. Выготский писал: «Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка».
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности. По данным многих исследователей эти качества успешно формируются в различных видах художественной деятельности.
Одним из видов художественной деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности ребёнка, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.
Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств.
Особым успехом у детей раннего возраста пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинается с раннего возраста.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:
- инсценировка песен;
- театральные этюды;
- фольклорные праздники;
- сказки, театрализованные представления.
С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности.
Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:
- деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие;
- деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой;
- деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок мог реализовать все имеющиеся возможности.
Развитие творческих способностей ребёнка средствами театрализованной деятельности - это развитие творческой личности. Грамотно организованная театрализованная деятельность будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребёнка:
- эмоциональной;
- волевой;
- познавательной.
А новизна и проблема данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность - естественный и продуктивный способ развития творческих способностей.
Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я создала музыкально-творческий проект «Маленькая страна».
Тип проекта - творческий, групповой, участниками которого являются дети 3-го года жизни, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Цель проекта. Развитие творческого потенциала и раскрытие духовного начала ребёнка в период самого раннего детства.
Задачи проекта.
Для детей:
- развитие творческой активности детей и поэтапного освоения детьми элементов театрализованной деятельности;
- умение последовательно выполнять игровые действия;
- способствовать формированию коммуникативных качеств у детей.
Для педагогов:
- повышение компетенции педагогов по данной теме за счёт внедрения проектной деятельности;
- повышение уровня педагогического руководства театрализованной деятельностью малышей;
- оснащение развивающей среды в группах по данной теме.
Для родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации детской театрализованной игры и понимании её роли в становлении личности ребёнка;
- активное участие в творческой деятельности МБДОУ №16.
В проекте предусмотрено - создать привлекательную для детей театрально-игровую среду, которая способствует развитию творческих способностей детей:
- создание декораций;
- пошив театральных детских и взрослых костюмов;
- изготовление атрибутов;
- приобретение разных видов театра (настольный, кукольный, пальчиковый, конусный и т.д.);
- оформление зала;
- создание театральных уголков в группах.
Работа с детьми ведётся через разные виды занятий - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, через самостоятельную деятельность детей, игры - драматизации, совместные детско-взрослые спектакли.
Реализуя проект по театрализованной деятельности в работе с детьми, я использую методические приёмы, которые бы наиболее полно смогли действовать на чувства детей раннего возраста.
Один из важнейших приёмов - обогащение жизни детей в детском саду яркими художественными впечатлениями, знаниями, действующими на эмоции детей. Это способствует проявлению творчества в различных видах театрализованной деятельности.
Следующим эффективным приёмом вхождения детей в театрализованную деятельность я считаю театральные этюды. При этом решается следующая задача - создание психологического комфорта и обеспечение эмоционального благополучия посредством театральной игры.
Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя зайчиком, белочкой, цыплёнком – этот приём эмпатии очень необходим в раннем возрасте.
Элементы театрализованной деятельности я предлагаю использовать воспитателям в разных видах деятельности педагогического процесса:
- в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
- в режимных моментах;
- в сюрпризных моментах во время различных занятий;
- для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Ещё одним приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.
Именно через театрализованную деятельность наши дети проживают праздники. Праздник Ёлки – самый добрый и сказочный праздник. Сначала – это встреча в кукольном спектакле, где Дед Мороз приходит на лесную полянку к зайке и белочке. Затем дети наблюдают из окна группы, как Дед Мороз прогуливается по участкам, посыпает деревья снежком, и только потом встречаются с ним на празднике. Как ожидаема и радостна эта встреча.
Традицией нашего детского сада стало проживание новогодней недели, которая проходит после новогоднего праздника и несёт много радости детям. Этот приём необходим, когда ещё свежи воспоминания о самом волшебном празднике детства, и вот новые встречи с Дедом Морозом и сказочными новогодними персонажами. Это кукольные спектакли «Подарки для Деда Мороза» и «Как Зайка отмечал Новый год», развлечения «Волшебная рукавица» и «В гостях у Снегурочки».
И если в новогоднюю неделю дети выступают в большей степени как зрители и участники тех действий, которые им предлагают герои театрализованных представлений, то в театральную неделю, которая традиционно проходит в детском саду в честь Международного дня театра, дети активные участники всех театральных постановок.
Это большое и радостное событие в жизни детей и педагогов. Во время театральной недели каждая группа представляет своё творчество. Дети с удовольствием играют, перевоплощаются в разных сказочных персонажей. В нашем репертуаре - в основном русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», а с самыми маленькими детьми - сказка «Курочка Ряба», где роли бабки, деда, курочки выполняют взрослые, а дети выступают в роли мышки и цыплят.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
И, наконец, приём театрализации – импровизация. С какой радостью мы наблюдаем, что наши воспитанники самостоятельно включаются в игровые ситуации и в результате получается настоящий маленький спектакль. Например, разыгрывая сказку «Теремок», Лисичка повернула сюжет сказки так, что у неё сегодня день рождения и другие дети тут же включились в эту игру – Лягушка стала стряпать пироги, Мышка наводить порядок в доме, а Зайка даже принёс подарок – букет цветов.
Мы стараемся сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. И как верно сказал Л.С.Выготский: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Принцип работы с детьми один: никакого насилия над детской природой. Заинтересованность. Радость. Неожиданность. Многообразие.
Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды.
Поэтому и в музыкальном зале, и в группах моё внимание было направлено на её обогащение. Для этой цели в детском саду прошёл конкурс музыкальных уголков, в котором приняли участие все работники детского сада и наши верные помощники – родители. Благодаря совместным усилиям в каждой группе появились:
- новые виды традиционных и нетрадиционных театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, коробочек, конусный и др.;
- музыкальные и шумовые инструменты;
- игры-забавы;
- дидактические игры;
- атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует слаженной работы всего педагогического коллектива детского сада. Только при совместном участии в данном процессе взрослых и детей возможны положительные результаты.
Для воплощения этого закона в жизнь мною проводится большая методическая работа с педагогическим коллективом детского сада.
Проведены два семинара-практикума:
- по программе музыкального воспитания детей раннего возраста «Малыш» (автор Петрова В.А., научный руководитель К.В.Тарасова), развитие у детей 3-го года жизни музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности:
- слушание музыки,
- пение,
- музыкальное движение,
- музыкальная игра.
- по театрализованной деятельности:
- «Культура профессионального общения педагога»,
- «Организация театрализованной деятельности детей раннего возраста»,
- «Фольклорная педагогика».
Созданы папки - передвижки на группах:
- «Методическая папка» - календарное и перспективное планирование, консультации, памятки;
- «Практический материал для работы с детьми» - содержание музыкального материала, сценарии утренников;
- «Фольклорная педагогика» - использование фольклорного материала в режимных процессах в группе;
- «Театрализованная деятельность в раннем возрасте».
Проводятся индивидуальные встречи-консультации с педагогами.
Накопленный опыт позволяет воспитателям грамотно вести работу по музыкально-театрализованной деятельности в группе с детьми, даёт возможность самостоятельно организовывать культурно-досуговую деятельность, используя знакомый репертуар, с лёгкостью выступать в театрализованных представлениях, развлечениях.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы:
- индивидуальные консультации;
- анкетирование;
- выступления на родительских собраниях;
- папки – передвижки «Музыкальный руководитель советует...»;
- музыкальная страничка на сайте детского сада;
- мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
- семинары-практикумы:
- «Домашний театр»;
- «Фольклор для малышей»;
- «Играем вместе с мамами и папами».
- привлечение родителей к созданию развивающей среды;
- стендовые консультации;
- фото- и видеоматериалы.
Данная работа позволяет мне сделать следующие выводы:
- у детей раннего возраста музыкально-театрализованная деятельность вызывает положительные эмоции, огромный интерес, ребёнку предоставляется возможность реализовать все имеющиеся возможности;
- у детей формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас;
- у детей повышается эмоциональная отзывчивость на предложение взрослого о совместном творчестве;
- музыкально-театрализованная деятельность – не изолированная от других видов деятельность: она тесно связана и положительно влияет на развитие творческих способностей и укрепление психо-эмоционального благополучия за счет влияния всех средств эстетического воспитания.
Есть в моей работе и проблемы, которые необходимо решить:
- Прежде всего – это работа с педагогами. Для того чтобы развивать музыкальные, и тем более творческие способности детей, необходимо осуществлять большую педагогическую, образовательную работу с воспитателями. Только грамотный, образованный педагог может зародить в ребёнке творческое начало. Всегда проще встать и показать самому, но, в том и сложность, что нужно так обучить воспитателя, чтобы он с лёгкостью применял элементы театрализации в любом режимном моменте в течение дня.
- В игре-импровизации видишь огромные возможности детского творчества, но в силу того, что ребёнок очень мал и ещё не умеет управлять своими чувствами, на первое место выходит индивидуальная работа с детьми. К каждому нужно найти подход, заинтересовать, вовлечь в игру.
- Много литературы, где театрализованная деятельность представляет собой развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, но нет литературы, в которой бы в полной мере была представлена методика работы с детьми раннего возраста в театрализованной деятельности.
И в заключение я хочу сказать, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Но ребёнок растёт и по мере того, как игра теряет своё первостепенное значение, на первый план в духовной жизни выступает искусство. Театрализованная игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, фантазию, веру, и в конечном итоге привести ребёнка в мир большого искусства.
Эту мысль подтверждают слова Д.Б.Кабалевского: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, искусство уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие детей».