В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения. Настоящая школа направлена на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать ситуацию, решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения. Компьютеризация начинает распространяться в образовательном пространстве и приобретает особое значение. Новые требования заставляют ориентироваться на будущее. Что нужно современному ребенку?
Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития. Ученик приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.
Скрайбинг – новая технология презентации, изобретенная английским ученым художником Эндрю Парком для организации научных знаний. Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Технология не стоит на месте и развивается.
Среди «плюсов» в этой технологии можно выделить следующее:
- участие и внимание аудитории
- качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов
- удобное восприятие информации
- возможность непрерывного общения со слушателями
Преимущества скрайбинга в обучении:
- визуализация в процессе обучения помогает обучающимся
- организовать и анализировать полученную информацию
- интеграция новых знаний
- визуализация развивает критическое мышление (информация помогает восстанавливать в памяти полученную информацию, так как состоит из простых образов, символов и предметов, которые легко запоминаются).
Существуют различные виды скрайпинга:
1) скрайбинг-презентация
Спикер, как правило, сопровождает свое выступление в графиках, схемах и других визуальных форматах. Основной акцент делается на визуальную составляющую.
Создание скайбинга-презентации.
Нужен компьютер и доступ к сети Интернет. Можно пользоваться такими сервисами:
а) GoAnimate - превращение презентации в мультипликационный фильм.
б) РоwToon - окно предварительного просмотра, список слайдов и переключатель выбора элементов;
в) Wideo - добавление в презентацию изображения, персонажи, текст и музыку.
2) видеоскрайбинг.
Это видеоролики, в которых отображается процесс рисования определенных графических символов и текста, сопровождаемых за кадровой речью.
Что вам может потребоваться для создания скрабинга своими руками?
- Графический планшет, например Bamboo от Wacom.
- Программа для записи видео с экрана и последующего редактирования, например Camtasia (для Mac) или Camtasia Studio (для PC).
- Бесплатный soft под названием Audacity – для записи и редактирования аудиофайлов.
- Photoshop.
Сейчас очень популярны видеоролики в технике "Скрайбинг" на сайте Ютуба по различным тематикам - предметным или научно-популярным.
По технологии создания скрайбинг можно условно разделить на «ручной» и «компьютерный».
а) Скрайбинг ручной — голос за кадром рассказывает о чем-либо, а рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В такой технике используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски.
Самый простой скрайбинг можно создать с помощью программы PowerРoint: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром».
б) Скрайбинг «компьютерный»
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Презентацию можно «озвучить» музыкальным файлом или записью звучащего текста, загрузив аудиофaйл с компьютера. В готовых щаблонах музыкальное соровождение уже присутствует по умолчанию.
Инструменты для скрайбинга.
Можно использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
- фломастер (маркер, ручка),
- скетчбук,
- флипчарт,
- доска для рисования,
- планшет со стилусом (хотя можно и пальцем водить по экрану),
Классификация:
По манере исполнения можно выделить:
а) Скрайбинг «рисовальный»
Рука художника (скрайбинга) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схмы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпадали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляет титры, делают монтаж.
Необходимые инструменты и материалы:
- Презетационная доска для рисования маркером или листы бумаги А4, А3 (ватман);
- Маркеры, фломастеры. Цветные карандаши, краски;
- Видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- Микрофон для записи «озвучки»;
- Компьютерные программы для записи и редактирования.
б) Скрайбинг «апликационный»
На лист бумаги или лбой фон в кадре выкладываются (нклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Необходимые инструменты и материлы:
- Листы бумаги или любой другой фон;
- Набор картинок – апликаций;
- Видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- Микрофон для записи «озвучки»;
- Компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
в) Скрайбинг «магнитный»
Похож на аппликационный. Единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Необходимые инструменты и материалы
- Презентационная магнитная доска;
- Набор готовых картинок, магниты;
- Видекамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки
- Микрофон для записи «озвучки»
- Компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео
г) Скрайбинг «фланелеграфный»
Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходят для «экранизации» сказок и других историй для детей.
Необходимые инструменты и материалы:
- Фланелеграф;
- Набор готовых картинок;
- Видеокамера и фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- Микрофон для записи «озвучки»;
- Компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео
Что необходимо для создания скрайпинга?
- навыки визуализации, что превращает презентацию в слова и образы.
Надо уметь рисовать, а также уметь заменять слова (существительные и глаголы) на необходимые символы, образы; - умение работать со схемами - скрайпинг должен уметь наглядно продемонстрировать свое мнение в виде графиков, диаграмм, схем, при этом организовать все схемы в форме целостного и структуированного образа;
- навыки общения с аудиторией - донести главную мысль до слушателей.
При создании скрайпинга учителю необходимо определить тему и этап урока. Самым эффективным является использование скрайпинга при изучении новой темы, а также использовать как домашнее задание. Необходимо обеспечить доступ доступ учащихся к презентации (на сайте школы, сеть Интернет). Учитель составляет список вопросов, которые необходимо обсудить с классом. Во время просмотра скрайбер презентации учащиеся обсуждают полученную информацию. Можно организовать работу в группах.
Учитель развивает креативное мышление, ассоциативную память, творческие способности учащихся.
Основные этапы создания скрайбинга:
- составление плана презентации - определить основные моменты, которые необходимо осветить;
- анализ - проанализировать основные идеи и визуальные образы презентации, которые должны быть простыми и понятными;
- визуализация - использование различных рисунков, аудио;
- тайминг – определение необходимого времени для освещения своей идеи. Хронометраж скрайбинга должен быть соблюден. Презентация не должна быть перегружена.
Главное - донести сообщение до слушателей.
Использование скрайбинга на уроках, позволяет заинтересовать учащихся привлечь их к обсуждению презентации. При этом развивает коммуникативные навыки, креативное мышление, творческий подход, помогает учителю легко и нестандартно организовать учебную деятельность и разнообразить урок.
Длительность видеосюжетов зависит от задумки авторов и колеблется от
45 секунд до 10 минут, а продолжительность скрайбинг-презентации – от 5 до 9 минут.
Скрайбинг можно использовать для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использовать скрайпинг-презентаций в проектной деятельности.
Источники информации
- http://samarina-it.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html
- https://sites.google.com/site/mkskrajbing/cto-takoe-skrajbing
- https://lifehacker.ru/2015/07/10/scribing/
- http://ingrp.ru/service/skrajbing-i-graficheskaya-fasilitaciya/skrajbing-na-meropriyatii
- http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2015/03/moovly.html