Особенности произвольного поведения первоклассника

Разделы: Начальная школа


Один из переломных моментов в психическом развитии ребенка – переход от дошкольного возраста к школьной жизни. Основной деятельностью дошкольника, является игра. Это добровольное занятие ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив в школу, ребенок переходит к новой деятельности – учению.

Жизнь первоклассника меняется: надо вовремя встать, успеть в школу до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Необходимо соблюдать и выполнять правила на уроке: слушать внимательно учителя и выполнять его задания, вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. Нормы и правила порой идут вразрез с желаниями и побуждениями ребенка. Каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел контролировать свое поведение. Это говорит о возникновении нового уровня организации мотивационно - потребностной сферы.

Центром психического развития в младшем школьном возрасте становится формирование произвольности. Данный процесс сложный и длительный. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста в совместной деятельности со взрослым. Именно взрослый дает ребенку средства организации нового поведения, и лишь потом оно становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

В классе мы часто наблюдаем школьников, которые охотно берутся выполнять поручения учителя. Но бывают случаи, когда ребенок не усвоил сути задания и быстро утратил к нему интерес. Следствием чего является не выполнение задания. Чтобы развить психическую произвольность необходимо работать с самосознанием ребенка и тренировать его растущие функции. Давая учащимся поручение или задание, необходимо, чтобы они повторили его и лучше поняли его содержание. Далее мы предлагаем детям подробно спланировать свои действия (приступить к их мысленному исполнению).

Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений в двигательной и эмоционально-волевой сфере, сфере общения и поведения.

Чтобы ребенку научиться контролировать свои движения, он должен овладеть рядом умений: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующий характер ощущений (напряжение - расслабление, сила - слабость, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Учитывая данную особенность, мы вводим на своих уроках элементы психогимнастики. Этот прием позволяет привлечь внимание детей к совместному занятию, снять психическое и физическое напряжение, настроить детей на активную работу и общение друг с другом.

В эмоционально-волевой сфере ребенок учится различать и сравнивать свои эмоциональные ощущения, определять их характер (удивление, страх, неприязнь и т. п.); понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать. Отметим, что произвольная регуляция эмоций у первоклассника слабо развита: ему трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план своих действий, прилагать усилия к их реализации, то мы можем говорить о достаточной сформированности эмоционально – волевой сферы.

Управление поведением, является самой сложной сферой психической деятельности. Она включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности умения: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; уметь брать на себя ответственность.

Став школьником, ребенок постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

В первый год обучения под руководством взрослых ребенок совершает важные шаги в своем развитии, которые и определяют в дальнейшем успешность его обучения.

Список использованной литературы.

  1. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.. 1999.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М.И. Буянова -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.